Борьба за интернет-приватность: удаление контента
Недавно Google обнародовал традиционную статистику заявок, поступивших от государственных органов разных стран, касаемо удаления определенного контента. Как госорганы, так и частные лица, направляют запросы на удаление контента, руководствуясь различными мотивами: клевета, конфиденциальность, критика правительства, выдача себя за другое лицо, контент «для взрослых», дискриминационные высказывания, пропаганда насилия, авторские права, нацбезопасность и т.п. Кстати, полностью или частично Google удовлетворяет около 60-75 % таких обращений.
В данном отчете (за первое полугодие 2012 года) статистики относительно Украины нет — возможно, наши чиновники еще не добрались до такого популярного решения проблемы утечки компрометирующей информации в Сеть. Но вот Министерство внутренних дел соседней России ходатайствовало об удалении с YouTube 160 видеороликов, содержащих экстремистские материалы, и доступ к этим видео на территории РФ ограничен.
(Напомним, что детально о процедуре уведомления Google о нарушении авторских прав можно узнать в блоге юриста И.Самоходского Защита авторских прав в Интернете: использование Digital Millennium Copyright Act на примере Google).
Руководитель холдинга Internet Invest Group Александр Ольшанский, с которым ЮРЛИГА обсудила данную тему, считает невозможной ситуацию в Украине, при которой чиновники «дорвутся» до вышеуказанной процедуры и начнут систематически зачищать информпространство. А вот частные лица наверняка могут и будут обращаться в Google с требованием убрать незаконный (по их мнению) контент: «Как быстро будет обработан этот запрос в Google — неизвестно, но исходя из того, что те же США чрезвычайно уважает приватность, такое удаление контента возможно».
Как рассказал эксперт, существуют два вида запросов, которые получают интернет-компании:
1) на раскрытие некой информации (например, кому принадлежит аккаунт, информация о пользователе и его переписке и т.п.);
2) на удаление нежелательной информации из различных сервисов (Ютуб, соцсети, блоги и т.п).
«Если говорить о США, то в отличие от нашей страны, первая поправка к Конституции США о свободе слова представляет не декларацию, а юридически очень действенный механизм, и даже саму основу мышления людей, живущих там. Нам это тяжело представить. Меня часто спрашивают — так что, каждый может написать что хочет? Да, представьте себе, может, и там это уже происходит уже двести лет, и это было задолго до Интернета. Поэтому нужны действительно существенные основания для удаления какого-то контента — призывы к терроризму, насилию, явное нарушение морально-этических норм», — разъяснил А.Ольшанский.
А нужен ли вообще такой способ защиты приватности? Ведь мир сильно изменился: когда-то вся информация была сложнодоступна, потом механизмы распространения информации стали совершенствоваться, и как следствие — сокращаться «зона секретности», рассказывает А.Ольшанский.
На сегодня обеспечить (в отношении государства или физлица) какую-то зону секретности и приватности — чрезвычайно затратно. Поэтому содержать в секрете можно очень мало информации. Как только пытаются расширить эту зону секретности — происходит прорыв по типу Вики-ликс. То же самое касается и приватной жизни. «Люди пересмотрят свое отношение к данной теме, — считает эксперт,- и я думаю, что зона приватности и дальше будет сокращаться. И касаемо государства тоже».
Если ваша информация уже «утекла» — конечно, можно куда-то обращаться. Но главный вопрос к вам самим — значит, вы либо плохо ее защищали, либо слишком расширили зону секретности, объяснил А.Ольшанский.
«В этом американцы впереди нас — у них такое понимание произошло давно, и они лучше понимают, что нельзя пытаться законодательно защитить то, что незащитимо по сути. Нельзя издавать закон, который невозможно исполнить, — это и подрывает уважение к законам, и приводит к трате ресурсов на невыполнимые задачи, — рассказал А.Ольшанский. — Поэтому когда наши законодатели пишут всевозможные законы о защите информации, персональных данных, правильно будет подходить к этому с такой точки зрения: насколько нужно сократить зону защиты, чтобы это было выполнимо в реальной жизни? Это проблема не только Украины, европейский законодатель тоже часто пытается урегулировать и защитить то, что защитить невозможно в современном мире».
----------------
Александр Ольшанский — соорганизатор и идеолог самой большой IT-конференции Украины iForum, который в этом году состоится 24 апреля в Киеве.
www.ligazakon.ua