Борьба со спамом: кого наказывать за надоедливые SMS-рассылки

Борьба со спамом: кого наказывать за надоедливые SMS-рассылки

В Раде появился новый законопроект, согласно которому предлагается штрафовать мобильных операторов за рассылку спама. Сайт «Сегодня» разбирался, кто же действительно должен отвечать за засилье спама, и что по этому поводу думают все участники коммуникации.

Что говорится в законопроекте

Законопроект №7043, который предусматривает борьбу с телефонным спамом, был зарегистрирован в Верховной Раде 28 августа. Его автор, Борислав Береза, говорит, что по результатам опроса, который он проводил себя на странице в Facebook, навязчивая реклама в SMS очень раздражает украинцев.

«Тогда я пообещал разработать и подать законопроект, который бы защитил нас от нежелательного вмешательства в нашу жизнь и прекратил использование наших персональных данных без нашего разрешения» ­– добавил Береза.

Сейчас предлагается внести изменение в Закон Украины «Про телекоммуникации». В пояснительной записке к законопроекту говорится, что его главная цель – это внедрение механизма защиты абонента телекоммуникационных услуг от несанкционированных электронных текстовых или мультимедийных сообщений с последующим использованием их контактных данных и возможностью использования этой информации в мошеннических целях.

Также законопроект предусматривает административную ответственность и штрафы для телефонных операторов:

– за несанкционированную рассылку спама операторы будут обязаны возместить прямые и косвенные убытки абоненту и заплатить штраф от 30 до 40 (510-680 грн) необлагаемых доходов граждан;
– в случае повторного нарушения в течение года, штраф составит от 50 до 100 (850- 1700 грн) необлагаемых доходов.


Как это комментируют операторы связи

Насколько этот законопроект будет эффективным – сказать сложно. С одной стороны, проблема со спамом, который постоянно приходит на мобильные телефоны и предлагает заказать такси подешевле или купить билеты на концерт, действительно существенно раздражает. С другой стороны, спам приходит не по вине мобильных операторов. Как рассказал нам Михаил Шуранов директор департамента по связям с общественностью одной из украинских телекоммуникационноных компаний, операторы не имеют права фильтровать сообщения, которые приходят абонентам.

«Необходимость упорядочить использование телеком возможностей и SMS и звонков в коммерческих целях без согласия абонентов однозначно присутствует. Однако, прежде всего, отметим, что операторы обязаны направлять все смс, переданные другими абонентами в адрес конкретного пользователя номера. Оператор не имеет права фильтровать входящие SMS (да и звонки) с целью определить, что попадает под определение „спам“, а что нет. То есть, оператор в данном случае подобен стеклу в окне, через которое абонент видит внешний мир. И если там ему показывают что-то раздражающее, то стекло уж никак не виновато. Именно инициатор рассылки и должен нести ответственность за содержание высылаемых им сообщений. В свою очередь, некоторые операторы должны прекратить практику дифференцирования по цене рассылаемых бизнесами SMS», – объясняет ситуацию Шуранов.

В основном, спам приходит оттуда, где абоненты до этого оставляли свои контакты – банки, пиццерии, службы такси, различные конкурсы, акции и т.д. Поэтому при всей необходимости фильтровать сообщения, операторы не могут решать, что будет для человека важной информацией, а что спамом.

«Мы считаем, что ответственность за их содержание и за спам должны нести исключительно инициаторы таких рассылок. При жалобе абонента на их содержание суд должен будет привлекать авторов к ответственности. Такая форма борьбы будет эффективна», – говорит Шуранов.

В свою очередь, Максим Савченко, советник по регуляторным вопросам одного из украинских мобильных операторов, рассказал, что этот законопроект не поможет борьбе со спамом, т.к. не содержит нужных механизмов.

«Законопроект не содержит механизмов борьбы со спамом, а предлагает решать поставленную задачу исключительно путём внесения изменений в Закон Украины „Про телекоммуникации“, налагая на операторов, провайдеров телекоммуникаций обязательства и санкции. Это нелогично и неоправданно, поскольку мобильная связь – лишь среда передачи информации, в то время, как генераторами рассылок являются поставщики продуктов и услуг», – комментирует ситуацию Савченко.

Отметим, в мировой практике со спамом борются иначе. Например, в США и Австралии есть специальные реестры «Do not call», куда человек вносит свой номер и устанавливает запрет на все рассылки, которые происходят без его согласия. Также существуют определенные правила и кодексы, которые обязывают получать у абонентов согласие перед тем, как присылать сообщения с рекламой.

«Следует отметить, что операторы телекоммуникаций в тесном сотрудничестве с национальным регулятором разработали изменения в Правила предоставления телекоммуникационных услуг для более эффективной борьбы со спамом, которые находятся на утверждении в КМУ», – подытожил Савченко.

Что по этому поводу думают люди

В соцсетях также обсуждают новый законопроект. Некоторые пользователи Facebook заявляют, что очень ждут, когда такой или подобный ему закон заработает, потому что непонятные поздравления, реклама и прочая рассылка, уже порядком надоели. Также часть пользователей считает, что именно операторы должны фильтровать спам и бороться с ним.

Эксперты же, как уже отмечалось, уверены, что хотя спама сейчас действительно очень много, и следует принимать меры для его искоренения, однако предложенный законопроект явно нуждается в доработке.

Источник

2857
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...