Особенности налогооблажения интернет-бизнеса с учетом законодательных изменений
Интернет-бизнес является наиболее выгодным инструментом продажи, который пользуется успехом во всем мире. Однако, как и в любом другом деле существуют некоторые нюансы, связанные с открытием, налогообложением, а также эффективным функционированием интернет-бизнеса. Ведь предпринимательская деятельность включает в себя не только прибыльность, но и обязательства по уплате налогов.
Учитывая то, что новый год привнес в Налоговый кодекс Украины ряд изменений, рассмотрим те, которые напрямую связанные с субъектами предпринимательской деятельности.
В Украине существует две формы системы налогообложения — это общая и упрощенная системы налогообложения. Каждый субъект предпринимательской деятельности может выбирать для себя наиболее подходящую для него форму.
При этом, на сегодняшний день необходимо учитывать нюансы в налогообложении, принятые в соответствии с Законом «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты относительно налоговой реформы» № 71-VIII от 28.12.2014г. Согласно данному Закону, физических лиц — предпринимателей плательщиков единого налога было разделено на 3 основные группы.
Основными новациями для упрощенцев стало уменьшение количества групп, снижение процентных ставок, расширение круга плательщиков и тому подобное.
Так, вместо шести групп плательщиков единого налога внесенными изменениями предусмотрено 4 группы. То есть, с 1 января все плательщики единого налога третьей-шестой групп, состоящих на учете в органах фискальной службы до 1 января 2015 года, с начала текущего года считаются плательщиками налога третьей группы.
Физические и юридические лица, которые находятся на упрощенной системе налогообложения, имеют некоторые ограничения по видам деятельности, численности работников и доходов таких субъектов. Они также должны соответствовать некоторым критериям.
Плательщики единого налога освобождаются от обязанности начисления, уплаты и представления налоговой отчетности по налогу на прибыль, налога на доходы физических лиц, земельного налога и другие.
Но также необходимо учитывать, что в случае, если полученный доход за отчетный период составляет сумму больше, чем та, которая установлена для избранной группы, то в таком случае подается заявление для перевода в другую группу.
При выборе системы налогообложения следует отталкиваться от предполагаемого уровня доходности магазина, количества наемных работников, возможности документального подтверждения расходов, а также предполагаемого круга покупателей.
Что же касается уплаты НДС предпринимателями на общей системе налогообложения, то указанное урегулировано ст. 180 Налогового кодекса Украины.
Кроме этого, изменения коснулись также обязательности регистрации расчетных операций (РРО). Ведь согласно п. 296.10 ст. 296 НКУ плательщики единого налога первой — третьей групп не применяют регистраторы расчетных операций (РРО).
Однако эти нормы будут снова подпадать под изменения и коснутся плательщиков единого налога второй и третьей групп (ФОП) при осуществлении деятельности на рынках, при продаже товаров мелкорозничной торговой сети через средства передвижной сети.
Таким образом, свободно работать без РРО смогут только «единщики» первой группы. «Единщики» второй и третьей групп не будут применять РРО лишь при продаже товаров на рынках или через передвижную мелкорозничную сеть. В других случаях они обязаны при наличных расчетах применять РРО в общем порядке. Однако это требование вступит в силу для «единщиков» третьей группы с 1 июля 2015 года, а для «единщиков» второй группы — с 1 января 2016 года.
Особое внимание следует обратить на ведение учета и составление отчетности плательщиками единого налога, ведь законодательством установлен ряд особенностей. Так, согласно п. 1, 2, 3 необходимо вести Книгу учета доходов (по итогам каждого рабочего дня отражения полученных доходов). Книгу учета доходов и расходов, упрощенный бухгалтерский учет доходов и расходов — необходимо вести плательщикам НДС 3 группы.
Что же касается общей системы налогообложения, то она применяется в том случае, если одновременно с заявлением о регистрации физического лица в качестве субъекта предпринимательской деятельности не подано заявление о применении упрощенной системы налогообложения.
Общую систему налогообложения применяют также те предприниматели, которые отказались от применения упрощенной системы налогообложения.
Законом установлены две ставки налога для предпринимателей на общей системе налогообложения:
— 15% базы налогообложения (т. е. чистого дохода);
— 20% к части среднемесячного годового дохода, превышающего десятикратный размер минимальной зарплаты.
Одним из позитивных моментов общей системы налогообложения является то, что рассчитывать и уплачивать каждый месяц налог с доходов предпринимателю не нужно, поскольку «общесистемщики» уплачивают налог авансом.