Проблемные аспекты Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности»

Проблемные аспекты Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности»
5 июля 2012 года Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» № 10424 (далее - Закон), который вступит в силу на следующий день после его публикации. Целью принятия данного Закона является реформирование адвокатуры в соответствии с общепризнанными международными демократическими стандартами для обеспечения предоставления адвокатами высококачественной профессиональной юридической помощи. Среди основных положений Закона можно выделить: - создание системы органов адвокатского самоуправления, определение их полномочий; - создание Национальной ассоциации адвокатов Украины; - создание Единого реестра адвокатов Украины; - определение порядка допуска адвокатов иностранных государств к осуществлению адвокатской деятельности на территории Украины; - введение ответственности за непредставление ответа на адвокатский запрос, а также за предоставление недостоверной или неполной информации; - определение порядка наложения дисциплинарных взысканий на адвокатов. В свою очередь, некоторые нормы данного Закона нарушают права адвокатов, а также противоречат нормам Конституции Украины и другим законодательным актам. Так, данный Закон не решил проблему фактического принуждения к вступлению в адвокатские объединения, которое обусловлено обязательностью членства в них адвокатов. По нашему мнению, объединение адвокатов может быть создано только на добровольной основе, а право на адвокатскую деятельность должны иметь также и адвокаты, не являющиеся членами адвокатского объединения. Закон при этом может предусмотреть соответствующие стимулы для того, чтобы адвокаты вступали в это объединение, но не средства принуждения их к такому вступлению. Законом неоправданно предусмотрена дисциплинарная ответственность адвокатов за нарушение правил адвокатской этики. В свою очередь, религиозные, моральные, этические, политические и пр. нормы являются другими видами социальных норм, чем правовые нормы, поэтому их нарушение не может быть основанием для привлечения к юридической ответственности. На наш взгляд, вместо этических правил целесообразно было бы разработать Правила ведения адвокатской деятельности. Законом недостаточно определена процедура налогообложения адвокатов. Так, в ст. 13 Закона сказано, что адвокат, осуществляющий деятельность индивидуально, относится к самозанятым лицам. Адвокатские бюро и объединения, соответственно, определяются как юрлица без упоминая об их прибыльности или неприбыльности. С учетом указанных норм Закона адвокаты не могут платить налоги по упрощенной системе налогообложения. Таким образом, предприниматель, оказывающий юридические услуги, находится в более выгодном положении, нежели адвокат, на которого как на самозанятое лицо ложится значительно больший налоговый груз. Данная ситуация затрагивает и интересы потребителей юридических услуг. Ведь адвокат, заплатив налог в размере половины своего дохода, естественно отразит эти расходы на стоимости предоставленных услуг. Кроме этого, Законом предусмотрена обязательная уплата ежегодных взносов на обеспечение адвокатского самоуправления, за неуплату которых может быть определена ответственность. Закон предусматривает обязательную стажировку на протяжении 6 месяцев у действующего адвоката со стажем работы не менее 5 лет. Причем Закон предусматривает ограничение в части количества стажеров, определяя наличие одновременно не более 3-х стажеров. Проблемным в данном случае является вопрос, не достигнет ли очередь из желающих получить адвокатское свидетельство гигантских размеров, ведь адвокатов с соответствующим стажем, которые захотят взять над стажерами «шефство», окажется не так много? Введение обязательной стажировки для получения адвокатского свидетельства может привести к образованию гигантских очередей среди претендентов Также хотелось бы отметить, что нормы данного Закона во многом дополняют нормы новопринятого Уголовно-процессуального кодекса Украины. Максимально обеспечивается равенство прав адвоката в уголовном, административном, гражданском и хозяйственном процессах. Более того, впервые устанавливается ответственность за непредоставление или неполное предоставление ответа на адвокатский запрос. Большим достижением стало повышение уровня гарантий адвокатов. Ведь с учетом европейских стандартов Закон предусматривает особый порядок производства обыска или осмотра жилища, иного владения адвоката. Указанные процессуальные действия будут осуществляться исключительно по решению суда, в котором в обязательном порядке указывается перечень вещей и документов, которые планируется найти, выявить или изъять. Кроме того, с целью обеспечения адвокатской тайны при проведении указанных процессуальных действий предусмотрено обязательное участие представителя органа адвокатского самоуправления. Данным Законом наконец реализовано конституционное право на получение широким кругом людей бесплатной правовой помощи и предложен новый механизм ее предоставление исключительно адвокатами, который начнет действовать с января 2013 года. Эта норма в комплексе с новым Уголовным процессуальным кодексом и Законом «О бесплатной правовой помощи» станет надлежащим законодательным основанием для защиты прав и интересов каждого гражданина. ВЫВОД: В целом же Закон «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» содержит много положительных нововведений. Но сложности в получении статуса адвоката и вопросы, связанные с размером налогообложения адвокатской деятельности, могут значительно повысить цены на адвокатские услуги, что сделает их недоступными для рядовых граждан, учитывая при этом, что согласно новому Уголовно-процессуальному кодексу в уголовных делах защитником может быть только адвокат, а близкие родственники такого права лишаются. Юрий Чумак, партнер ЮФ «Лескфор» Источник: www.ligazakon.ua
14:12
520
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...