Упрощенная система по-новому: ограничения и НДС
С одной стороны, закон ответил на многие вопросы предпринимателей, которые ранее четко не регулировались, с другой стороны содержит множество нововведений, которые требуют особого внимания. Мы не будет рассматривать все новшества упрощенной системы, а остановимся на тех, которые, на наш взгляд, являются наиболее существенными.
Теперь законом предусмотрено 4 категории предпринимателей, которые могут осуществлять деятельность на упрощенной системе налогообложения. Отнесение субъектов к той или иной категории зависит от объема доходов предпринимателя в течение календарного года; количества наемных работников; вида осуществляемой деятельности; статуса потребителей оказываемых услуг. Важной особенностью 1 и 2 категории является способ определения ставки единого налога, которая теперь зависит от размера минимальной заработной платы. Соответственно увеличение минимальной заработной платы повлечет за собой и увеличение ставки налога.
Для наглядности, категории упрощенной системы налогообложения можно представить в виде такой таблицы.
Категория | Статус | Объем дохода в течение года, грн. | Виды деятельности | Количество нанятых работников | Ставка налога |
I | Физические лица | Не более 150 тыс. | — продажа товаров с торговых мест на рынках; — бытовые услуги населению. | без наемных работников | от 1% до 10% м.з.п. в месяц |
II | Физические лица | Не более 1 млн. | — оказание услуг/ бытовых услуг плательщикам единого налога/населению; — производство, продажа товаров; деятельность в сфере ресторанного хозяйства. | не более 10 человек | от 2% до 20% м.з.п. в месяц |
III | Физические лица | Не более 3 млн. | Любые виды деятельности, допустимые для плательщиков единого налога. | не более 20 человек | 3% дохода+НДС или 5% дохода без НДС |
IV | Юридические лица | Не более 5 млн. | Любые виды деятельности, допустимые для плательщиков единого налога. | не более 50 человек | 3% дохода+НДС или 5% дохода без НДС |
Одним из положительных моментов, которые влечет за собой принятие закона, является отмена существовавшего ранее запрета на отнесение к валовым расходам расходы предприятия в связи с приобретением товаров (работ, услуг) у физических лиц — плательщиков единого налога.
Коснулись изменения и правил уплаты налога на добавленную стоимость. В отличие от норм, которые регулировали упрощенную систему налогообложения ранее, в законе теперь четко указано, что статус плательщика единого налога, независимо от избранной ставки налога, не освобождает предпринимателей от необходимости уплачивать НДС при ввозе товара на таможенную территорию Украины. Кроме того сразу после публикации закона особое внимание обратили на себя нормы, которые касаются регистрации в качестве плательщиков НДС.
Из таблицы видно, что 3 и 4 категории позволяют предпринимателям выбирать ставку единого налога в зависимости от того хочет ли предприниматель быть плательщиком НДС. Так, если избрана ставка 3%, лицо дополнительно является плательщиком НДС. При этом Законом предусмотрено ограничение, по которому лицо не может сразу же избрать для себя ставку 3% и стать плательщиком НДС. Для выбора такой ставки законом предусмотрено несколько оснований. Одним из таких оснований является следующее:
«ставка единого налога в размере 3% может быть избрана плательщиком единого налога, который применяет ставку единого налога в размере 5%, в случае поставки им услуг (работ) плательщикам налога на добавленную стоимость и если объем такой поставки за последние 12 календарных месяцев совокупно превышает 300 000 грн. (без учета налога на добавленную стоимость) и регистрации такого плательщика единого налога плательщиком НДС.
Проанализировав данную норму, отдельные специалисты в налоговых органах пришли к преждевременному заключению о том, что если предпринимателем будет избрана ставка 5% (т.е. без уплаты НДС), но при этом за 12 месяцев предприниматель наработает указанный выше объем в 300 000 грн. от поставки услуг (работ) предпринимателям – плательщикам НДС, то такой предприниматель обязан (!) будет зарегистрироваться плательщиком НДС, и либо перейти на ставку единого налога в 3%, либо избрать для себя общую систему налогообложения. Именно такая позиция активно высказывалась налоговыми органами на семинарах, что вызвало обеспокоенность многих плательщиков.
После анализа норм Налогового кодекса Украины, которые регулируют порядок уплаты НДС и правила налогообложения лиц, избравших упрощенную систему налогообложения, мы пришли к выводу, что мнение, высказанное специалистами налоговых органов, является беспочвенным – ни одна норма Налогового кодекса Украины не содержит прямого указания на обязанность плательщика единого налога зарегистрироваться плательщиком НДС при наличии указанных выше условий, и исходя из процитированной нормы, плательщик единого налога «может» но не «обязан» регистрироваться плательщиком НДС.
В конечном счете, и Государственная налоговая служба Украины была вынуждена признать такую позицию, издав в самом конце ушедшего 2011 года письмо № 8362/6/15-2316 от 26 декабря 2011 г., согласно которому «плательщики единого налога, которые применяют ставку 5%, при превышении совокупных объемов поставки услуг (работ) за последние 12 календарных месяцев 300 тыс. грн. обязательной регистрации плательщиками НДС не подлежат».
Отдельно стоит коснуться введенных законом ограничений при избрании упрощенной системы налогообложения. Законом и ранее был установлен перечень особых видов деятельности, при осуществлении которых предприниматели не могли стать плательщиками единого налога. В настоящее время перечень ограничений значительно расширен. Так, согласно нового порядка, не смогут избрать для себя упрощенную систему налогообложения субъекты предпринимательской деятельности — нерезиденты (физические/юридические лица). Такое ограничение достаточно существенно и потребует пересмотра многих бизнес схем, выстроенных предпринимателями при ведении деятельности в Украине.
Распространен запрет и на предпринимателей, которые осуществляют деятельность по организации и проведению азартных игр, обмену иностранной валюты, управлению предприятиями, оказанию аудиторских услуг.
Особое внимание стоит проявить также предпринимателям, основная деятельность которых связана со сдачей в аренду объектов недвижимости. Согласно норм принятого закона, не могут избрать упрощенную систему налогообложения физические лица, которые предоставляют в аренду следующие объекты недвижимости:
- земельные участки общей площадью более 0,2 га.;
- жилые помещения площадью более 100 кв. м.;
- нежилые помещения (сооружения, дома) общей площадью более 300 кв.м.
Важно подчеркнуть, что данные правила по аренде распространяются только на физических лиц, субъектов предпринимательской деятельности. Юридические лица, использующие упрощенную систему, как и ранее, могут осуществлять деятельность по сдаче недвижимости в аренду и без каких-либо ограничений. Таким образом, у предпринимателей, которые избрали для себя такой вид деятельности, есть альтернатива – либо отслеживать чтобы площадь объектов не превышала установленный законом максимум, либо регистрировать самостоятельные компании, которые смогут сдавать объекты в аренду независимо от площади.
Новый закон достаточно ощутимо изменил привычные для всех правила упрощенного налогообложения. И вполне возможно, что в процессе его применения возникнет еще множество вопросов, которые потребуют дополнительных корректировок. Но в любом случае, утвержденные законодателем правила упрощенного налогообложения — это тоже некая стабильность, которая позволит использовать единый налог при формировании своих бизнес схем без опаски кардинальных изменений.
Источник: Международная юридическая служба