Правовая аккуратность в творческой деятельности. Часть 4
Правовая аккуратность в творческой деятельности
Часть 4Служебные произведения (в Части 2)
Сотрудничество с фрилансером (в Части 3)
Сотрудничество с профильной компанией (в Части 3)
Что делаем, чтобы изложенную «громоздкость» сделать «в пару кликов»?
Первое – определиться, как использовать сам факт создания Вами логотипа для себя после его продажи клиенту. Например: разместить в портфолио студии, в портфолио дизайнера (дизайнеров); не размещать и запретить дизайнерам размещать логотип в портфолио. Что для этого необходимо? Узнать у клиента, как он собирается использовать логотип (хотя, наверняка Вы уже это выяснили, но тем не менее): размещать его на документах, на продукции (товарах), на сайте; собирается ли он регистрировать разработанный логотип как торговую марку или как промышленный образец, и не возражает ли он против того, чтобы студия и авторы – дизайнеры использовали разработку для саморекламы. Да, и узнать, собирается ли он после получения логотипа вносить в него изменения и использовать каким-то образом информацию о том, кем именно был разработан логотип. Итак, клиент говорит: - Логотип буду регистрировать как ТМ; использовать буду везде, и в документации, и на продукции, и в рекламе; мне нужен исходник, т.к. менять буду, как минимум буду менять цветовые решения; имена студии и авторов использовать не буду, в портфолио можно разместить, но с гиперлинком на мой сайт. Что мы имеем в результате? 1. В разработанный Вами логотип Ваш клиент будет вкладывать достаточно много денег, НАМНОГО БОЛЬШЕ, чем он заплатит студии, тем более намного больше, чем студия заплатит авторам разработки. Что с этого? А вот что: - автор при игнорировании необходимости оформления передачи его авторских прав может через некоторое время заявить о своих правах тому, кто использует его произведение без его на то разрешения, то есть Вашему клиенту. И потребовать… потребовать он может много чего, например, запрета использовать определенным способом его произведение, компенсировать нарушение его авторских прав, потребовать оплаты за использование его авторских прав. 2. Дальше: клиент намерен использовать логотип без указания авторов произведения, коим и логотип тоже является (возможно, это кому-то в диковинку, кто-то скажет «Да какое же это произведение?» - так вот: создано творческим трудом = произведение, с авторскими правами, личными неимущественными и имущественными). Ну а с этого что, спросите Вы. А вот указание или не указание имени или псевдонима – это такое право (личное неимущественное) автора и его наследников, которое никакая студия без оформления соответствующих документов с автором ни продать, ни как-то еще передать клиенту не может, это право неразделимо с автором, и даже наследники его не получают, могут только использовать некоторые права требования. Что это значит? Все мы знакомы с изменчивостью человеческой натуры. А насколько сложно устроена духовная конструкция творческих личностей!.. И в какие только изменчивые жизненные ситуации они могут попасть... И вот в один прекрасный момент продуманный автор, по своей ли воле, или по наущению, начинает считать себя обманутым и требовать справедливости. Он обращается к Вашему клиенту, и начинает требовать. Условия для вполне обоснованных с точки зрения законодательства требований созданы были ввиду игнорирования элементарных требований права интеллектуальной собственности. Ведь в какой-то момент на первом месте находится стремление продать, и лишь на втором – позаботиться о будущем, которое кажется далеким и ожидается весьма оптимистичным (как же иначе!). Клиент, который действительно использует произведение, и от такого использования, с нарушениями авторских прав, извлекает прибыль, неожиданно остается один на один с автором. Что он подумает о продавце такой «неочищенной» продукции? Привлечет в споре в качестве третьей стороны, судебное решение появится в реестре в интернете, и поток клиентов иссякн… Нет, такое - недопустимо! 3. Ну и, пожалуй, последнее из действительно важного – клиент после получения логотипа намерен видоизменять его в процессе его применения. В частности он говорит об изменениях цветовых решений (!). Между строк понимаем, что раз он намерен использовать логотип «везде», то и об изменении размера, о добавлении или удалении частей логотипа (читай «произведения»), он тоже вероятно ведет речь. Что дает такое знание? Снова автор, и снова его личные неимущественные права – права на целостность его произведения, на такую его неизменность, которая влияет на его честь, его достоинство, его репутацию как личности, как автора. Для кого-то добавление символа анархистов на купленный логотип в виде изображения карандашного наброска матери, прижимающей ребенка, будет считаться нормальным делом, концептуальным решением. А для кого-то любое вмешательство в концепцию логотипа производителя надежных башенных кранов, изображенного в виде слона в стиле Абстракционизм, например добавление классического крюка в фон или к окончанию явно угадываемого хобота будет существенным ущербом для его имиджа, уроном его репутации автора – художника, дизайнера. Настолько все индивидуально. Не буду повторяться о мотивах, но зачем оставлять незакрытым вопрос о реализации автором своих прав, когда это сделать совершенно несложно, и, сделав вовремя, можно совершенно точно знать, что развитию предприятия – разработчика, студии, коллектива, ниши на рынке и отношений с клиентами не помешает ничего; что все вопросы о правах интеллектуальной собственности на продукцию решены своевременно и окончательно. ____________________________________________________________________________________ Итак, ответ на вопрос, как использовать для себя разработанный логотип, зависит от намерений клиента. Но по пути решаются важные для клиента, а соответственно и для вас, вопросы – в зависимости от намерений клиента предложить клиенту довольно редкие сегодня гарантии – правовые инструменты бесспорного использования Вашей продукции оговоренными способами Вами и Вашим клиентом. Разве клиент не платит за уникальность Вашей разработки? Разве не платит за отсутствие проблем в будущем, которые могут у него возникнуть из-за его сотрудничества с Вами? Разве не отсутствие таких проблем и не надежность Вас как партнера удерживает Ваших клиентов с Вами и приводит к Вам новых клиентов? Так об это м стоит громко заявлять! Стоит объяснять, каким образом Вы это обеспечиваете! Это – Ваше преимущество! Это – основа Вашего развития! В следующей части продолжим разбирать приведенный практический пример, поговорим о правовых гарантиях Ваших конкурентных преимуществ.© В. Дьяченко2014