Льготы для IT-бизнеса: возможны проблемы с реализацией новых норм
Не считая революционными принятые законопроекты о льготах для IT-бизнеса, партнер ЮК «Трайдент» Дмитрий Гузий проанализировал для ЮРЛИГИ теоретические недоработки законодателей и возможные проблемы реализации новых норм.
Из двух принятых законопроектов (№ 8267 и № 9744), которыми впервые в Украине вводятся специальные условия деятельности IT-индустрии, подавляющая часть новелл изложена в Законе «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно специального режима налогообложения субъектов индустрии программной продукции» (№ 9744). В практическом плане, во втором документе - Законе «О государственной поддержке развития индустрии программной продукции» (№ 8267), стоит отметить лишь положение об уменьшении размера единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование для субъектов индустрии программной продукции.
Положительно оценивая достаточно простые и понятные условия о размере ставок налоговых платежей, одновременно можно отметить существенные практические трудности на этапе применения на практике новых положений закона с учетом того, что определение налоговых операций, для которых применяются такие ставки и критерии признания «субъектом хозяйствования индустрии программной продукции» терминологически частично несогласованны между собой. Кроме того, они не согласовываются с положениями гражданского законодательства Украины в сфере интеллектуальной собственности, в частности авторского права.
Например, в Законе № 9744:
- Не приведены толкования «операций по поставке программной продукции», одновременно в Налоговом кодексе Украины соответствующий термин отсутствует, а Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах» не содержит термина «программная продукция» - вместо этого дает определение термина «компьютерная программа», который также в дальнейшем использован и в Налоговом кодексе;
- Соответствующая сфера «экономической деятельности» - «индустрия программной продукции», в которой предусматривается применение налоговых льгот также не имеет четкого определения, а лишь устанавливается через соответствующие «критерии» по п. 1.5. нового п.14 подраздела 10 Налогового кодекса Украины. Причем, оперируя такими формулировками, как «издание программного обеспечения», «издание и реализация (продажа, прокат и/или предоставления лицензий) системных пакетов программ, служебных и игровых программ», «публикация готового (несистемного) программного обеспечения, в том числе перевод или адаптацию несистемного программного обеспечения», «написание, модифицирование, тестирование и обеспечение технической поддержкой, документирование программного обеспечения (в том числе с использованием коммерческих или свободно распространенных модулей», Закон № 9744 действительно существенно усложняет практическое применение соответствующих критериев, поскольку вышеупомянутые операции имеют системное и полноценное определение понятия авторского права и издательского дела. А потому они должны применяться в соответствующем значении к компьютерным программам как произведениям, что в некоторых случаях может приводить к невозможности применения критерия, как такового в рамках процедур по данному Закона;
- Формулировки Закона относительно операций с данными, базами данных, операций с «предоставлением права на использование программного обеспечения, включая передачу имущественных прав интеллектуальной собственности на программное обеспечение (компьютерные программы)» содержат существенные несогласованности или противоречия с базовым законодательством, что также повлечет сложности при практическом применении этих положений.
Некоторые положения Закона о процедурах в рамках взаимодействия с налоговыми органами также могут приводить к их неоднозначному толкованию и применению на практике.
Таким образом, признавая в целом позитивные экономические и налоговые новеллы Закона № 9744, нельзя не отметить недостаточный уровень его юридической и функциональной подготовки.
Вряд ли можно называть принятые акты - «революцией» в IT-отрасли - поскольку речь идет прежде всего об условиях для упрощения и оптимизации работы крупных отечественных игроков в этой сфере.
Практическое применение этих законов позволит объективно оценить их истинную пользу. И, конечно, очень желательно, чтобы результатом внедрения вышеупомянутых положений был не только рост доходов IT-компаний, но и увеличение размера официальных заработков и социальных гарантий наемных работников.
Дмитрий Гузий, партнер юридической компании «Трайдент».
Источник: www.ligazakon.ua