Особенности государственного надзора за «упрощенцами»
23 февраля 2012 Верховная Рада Украины приняла в целом Закон «Об особенностях осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности относительно физических лиц - предпринимателей и юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности» (Закон № 8610). Обращает на себя внимание особенно неудачное применение законодателями юридической техники нормотворчества. Так, указанный закон фактически вносит дополнения в Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» № 877-V от 05.04.2007 года (Закон № 877-V), но оформлен в виде отдельного нормативного акта, а не в форме внесения изменений к выше указанному закону. Этим проигнорировано обоснованные замечания и выводы Главного научно-экспертного управления Аппарата ВРУ о том, что с точки зрения обеспечения системности законодательства и комплексности правового регулирования отношений целесообразнее было бы выложить эти нормы путем внесения изменений в существующий закон, который регулирует указанные правоотношения.
Более того, принятый закон дублирует абсолютно аналогичные положения Закона № 877-V, не отменяя их. Ч.2 и ч.3 п.1-1 ст.22 «Переходных положений» Закона № 877-V устанавливают временный порядок проведения проверок органами государственного контроля «до введения в действие положений об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства в отношении физических лиц-предпринимателей и юридических лиц». Таким образом, указанный порядок существует теперь в двух ипостасях - как временный порядок согласно переходным положениям Закона № 877-V и как обычный порядок согласно только что принятого Закона № 8610.
Относительно содержания принятых норм остается непрозрачной мотивация законодателя, почему среди уполномоченных на проведение проверок органов оставлено органы санитарно-эпидемиологической службы, защиты прав потребителей и органы Пенсионного фонда, и исключены органы пожарного надзора, а также почему для органов Пенсионного фонда оставлено проведения плановых проверок, а для других только внеплановые. Кроме того, проведение проверок органами Пенсионного фонда привязывается к средней степени риска деятельности контролируемых субъектов, в отличие от порядка проведения проверок другими органами.
Указанный порядок не совсем соответствует представлению о введении упрощенной системы и освобождение малого бизнеса от чрезмерного государственного контроля.
Маркиян Мальский, руководитель Западно-украинского филиала Arzinger, адвокат, LL.M., MILE
Источник: www.pravotoday.in.ua