Судебная практика: как не допустить госорган на проверку предприятия
Госслужба безопасности продуктов питания и защиты потребителей вышла на плановую проверку предприятия, но менеджер магазина не допустил чиновников к проверке.
Обиженные госслужащие составили протокол про админправонарушение по ст. 188 (37) КУАП – невыполнение законных требований должностных лиц органов рыночного надзора. На основании протокола начальник местной Госпродпотребслужбы вынес постановление в деле про административное правонарушение, которым на менеджера магазина наложен штраф в размере 340 грн.
Истец оспорил законность такого постановление в судебном порядке и выиграл суд апелляционной инстанции по следующим причинам.
Все госорганы во время проверки обязаны учитывать нормы Закона «Об основных принципы государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (Закон).
Согласно ч. 4 ст. 5 Закона, органы госнадзора осуществляют плановые проверки при условии письменного уведомления субъекта хозяйствования не позднее, чем за 10 дней до осуществления проверки.
Уведомление отправляется заказным письмом либо вручается под расписку лично директору или уполномоченному лицу предприятия. В случае неполучения уведомления, предприниматель может не допускать чиновников к проверке.
В данном случае Госпродпотребслужба сообщила о проверке под расписку, но не директору, а продавцу-консультанту.
Апелляционный суд сослался на ст. 62 Закона «О хозяйственных обществах»: в ООО создается исполнительный орган – директор, который решает все вопросы общества и действует от его имени без доверенности.
Суд пришел к выводу, что лицо, которое имеет право представлять общество, это его директор либо другое лицо, уполномоченное доверенностью. Однако сотрудники госоргана не доказали, что продавец-консультант является тем уполномоченным доверенностью лицом, которому можно было бы вручать уведомление о проверке.
Таким образом, госорган нарушил ч. 4 ст. 5 Закона об основных принципы государственного надзора, а менеджер магазина имел полное право не допускать сотрудников госоргана к проверке.
При этом, в действиях директора предприятия отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 188 (37) КУАП, поэтому постановление в деле про административное правонарушение подлежит отмене.
Полный текст судебного решения Харьковского апелляционного административного суда от 19 октября 2017 года здесь.
Автор: Евгений Поддубко
Источник