Конституционный суд Украины признал неконституционным административное задержание за неповиновение м
Конституционный Суд Украины 11 октября 2011 года принял решение в деле по конституционному представлению 50 народных депутатов Украины о соответствии Конституции отдельных положений КУоАП и Закона Украины "О милиции" (дело о сроках административного задержания).КСУ признал неконституционными положения КУоАП:
- о возможности задержания лиц без мотивированного решения суда на срок более 72 часов (части 2, 3, 4 ст.263 КУоАП).
- об исчислении срока административного задержания с момента доставления правонарушителя для составления протокола (часть 5 ст. 263 КУоАП).
Суд исходил из того, что в силу принципа верховенства права задержание без мотивированного решения суда в административном процессе не может длиться дольше, чем задержание в уголовном процессе (72 часа), а задержание "сроком до десяти суток" явно превышает этот термин. Норма КУоАП о задержании "до момента рассмотрения дела судом" не может считаться конституционной по причине несоответствия принципу правовой определённости.
Что касается определения момента административного задержания, то Конституционный Суд, признавая различие между доставлением и административным задержанием, тем не менее, исходит из того, что и то, и другое является по своей сути принудительной мерой, ограничивающей право человека на свободу и личную неприкосновенность. А неопределённость в разрешении вопроса о времени доставления может привести к злоупотреблениям со стороны соответствующих органов и время задержания фактически может длиться больше, чем 72 часа.
Неконституционным признано и положение абзаца 6 пункта 5 части 1 ст. 11 Закона "О милиции", которым милиции предоставлялось право задерживать и содержать до рассмотрения дела судом (но не более чем 24 часа) в специально отведённых для этого местах лиц, выявивших неповиновение законному требованию работника милиции. Здесь КСУ в своих выводах исходил из того, что понятия "неповиновения" и "злостного неповиновения" являются различными по своей правовой сути, причём первое (в отличие от второго) не является административным правонарушением, а поэтому не может быть основанием для административного задержания.
Верховной Раде рекомендовано привести КУоАП в соответствие с этим решением КСУ.