КСУ: данные, полученные в результате ОРД, не уполномоченным на это лицом, не могут быть доказательст
В частности, СБУ просила истолковать следующее положение — "обвинувачення не може ґрунтуватися на доказах, одержаних незаконним шляхом". В контексте представления, Службу в том числе интересовал вопрос допустимости доказательств, полученных вследствие деятельности, имеющей формальные признаки оперативно-разыскной, и осуществляемой лицами, безосновательно присовившими функции, присущие государственным органам. СБУ ссылалась не неодназначную в этом вопросе практику судов.
Конституционный Суд решил, что "в аспекті конституційного подання" вышуказанное положение Конституции следует понимать как невозможность обоснования обвинения в преступлении фактическими данными:
— полученными в результате оперативно-разыскной деятельности уполномоченным на то лицом без соблюдения конституционных положений или с нарушением порядка, установленного законом;
— полученными путем совершения целенаправленных (на этом слове следует особо зафиксировать внимание) действий по сбору и фиксации с применением оперативно-разыскных мер лицом, не уполномоченным на осуществление такой деятельности.
Иными словами, если некий гражданин знает о готовящемся преступлении, сообщает о нем в правохранительные органы, но реакции его сообщение не получает, то "зафиксировать" противопроавные намерения сам он не может. Вернее, может, но такая фиксация (аудио-, видеозапись) не будет являться доказательством по уголовному делу, и, даже более того, будет рассмотрена как нарушение им закона.
Но фактические данные, полученные не целенаправленно, а случайным образом, судя из формулировки резолютивной части Решения КСУ, могут служить доказательствами..
Вероятно, это решение суда будет иметь практическое значение для дела о "пленках майора Мельниченко".
www.ligazakon.ua