Насколько глубоко государство будет изучать потенциальных льготников?

Насколько глубоко государство будет изучать потенциальных льготников?

Напомним, что порядок предоставления субсидий сегодня регулируется Положением о порядке назначения и предоставления населению субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 21.10.95 №848 «Об упрощении порядка предоставления населению субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива », постановлением Кабинета Министров Украины от 26.06.2015 № 475 «Об упрощении порядка назначения и предоставления населению жилищных субсидий» и постановлением Кабинета Министров Украина от 28.02.2015 № 106 «О совершенствовании порядка предоставления жилищных субсидий».

Согласно положениям законодательства, лицо, претендующее на получение субсидии, должно декларировать все виды доходов, которые включают заработную плату, пенсию, стипендию, доходы от предпринимательской деятельности, сдачи имущества в аренду и т.д.) лиц, зарегистрированных в жилом помещении (или фактически проживающих, указанных в договоре аренды) за предыдущий календарный год. Для этого оно подает структурному подразделению по вопросам социальной защиты населения по месту регистрации, в частности, декларацию о доходах, где указывается вид дохода и наименование организации, где получен такой доход, а для физических лиц-предпринимателей — группа плательщика единого налога. Причем субсидия не назначается, если кто-либо из зарегистрированных в жилом помещении лиц в течение 12 месяцев перед обращением совершил единоразовую покупку или оплатил услуги (строительства, ремонта, мобильная связь) на сумму, превышающую 50 000 гривен.

Структурные подразделения по вопросам социальной защиты населения имеют право запрашивать и безвозмездно получать в срок до 15 календарных дней от ГФС, Госавтоинспекции, других органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, субъектов хозяйствования, которые осуществляют техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, высших учебных заведений, фондов социального страхования информацию, необходимую для назначения субсидий и проведения проверок достоверности данных, полученных от лиц, которые обращаются за назначением субсидий (ч.9 п. 13 Постановления КМУ №848).

Впрочем, без внимания органов, принимающих решения о предоставлении субсидии, останется информация, которая не может быть получена из указанных выше источников. Так, проверка реального дохода лица, если он нигде не учитывается, на практике осуществляться не будет. Подобная ситуация возникнет с покупками или оплатой услуг на сумму, превышающую 50 000 гривен. Постановлением КМУ №106 утверждена форма декларации, подаваемая вместе с другими документами в органы по вопросам социальной защиты населения, в которой также нужно указывать вид приобретенного имущества, товаров или оплаченных услуг, их стоимость и дату приобретения или оплаты. При этом предоставления каких-либо подтверждающих документов на самом деле не требуется. Более того, это прямо запрещено предписаниями ч. 3 п.13 Положения, утвержденного постановлением Кабмина №848.

А вот вопрос, имеет ли право на субсидию лицо, которое согласно декларации подтвердило свое право претендовать на помощь от государства, однако владеет при этом значительными денежными средствами на банковских счетах, остается открытым.

Сумма вклада не должна учитываться в сумму расчета при определении субсидии, кроме доходов, полученных от пользования такими средствами — например, по вкладам. Исходя из содержания упомянутых нормативно-правовых актов, лицо не лишается права на получение субсидии, если такие средства не являются доходом.

Отдельно стоит отметить, что в соответствии с требованиями действующего законодательства структурные подразделения по вопросам социальной защиты населения не уполномочены обращаться в банковские учреждения с требованием раскрытия банковской тайны в отношении доходов физических лиц. То есть, при подаче декларации с целью получения субсидии они не смогут осуществить проверку доходов по вкладам, поступлений средств на банковские счета и тому подобное. В этом контексте нормативный пробел относительно определения круга субъектов, имеющих право на обращение с целью раскрытия банковской тайны, представляется более чем существенным.

Впрочем, поскольку структурные подразделения по вопросам социальной защиты населения могут посылать запрос в органы ГФС (которые являются субъектами обращения с целью получения сведений, составляющих банковскую тайну) вероятность получения информации о доходах физических лиц именно таким путем все же остается.

Тем более, что на сегодняшний день в вопросах доступа государства к банковской тайне прослеживается тенденция расширения оснований и круга субъектов. В этом аспекте Украина идет по пути большинства развитых государств. В частности, в США, Германии, Франции, Испании, Нидерландах и ряде западноевропейских стран банковская тайна не является абсолютной и подлежит раскрытию по требованию уполномоченных на то государственных органов. А вот в Швейцарии и Лихтенштейне законом установлены наиболее жесткие ограничения по доступу к таким сведениям. Это легко объясняется высоким уровнем развития сектора финансовых услуг и большим количеством клиентов-вкладчиков, в том числе и иностранных, которые активно выступают за сохранение законодательного status quo в указанной сфере.

Анастасия Нестеренко, юрист Адвокатского объединения «Спенсер и Кауфманн»

Источник:jurliga.ligazakon.ua

1547
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...