Исполнение судебных решений: особенности обжалования действий госисполнителей
Иначе сложно объяснить те чудеса которые случаются после обращения в ГИС. О том как с этим бороться и на очередной попытке обобщить практику обжалования действий госисполнителей от Высшего специализированого суда стоит остановится по подробней.
Кроме объективных обстоятельств, например, фактического отсутствия у должника имущества, львиную долю случаев невыполнения судебных решений порождает крайняя пассивность госисполнителей, которые имеют эксклюзивные полномочия в вопросах принудительного исполнения судебных решений. Такое положение вещей создает объективную необходимость в том, чтобы правильно и своевременно приводить госисполнителя в чувство. Поэтому не стоит боятся тех же судов, которые были и остаются самым эффективным способом привлечь к ответственности госисполнителя и все-таки заставить выполнить необходимые действия для выполнения судебного решения.
Высшим специализированным судом по рассмотрению гражданских и уголовных дел в 2014 году подготовлены разъяснения по некоторым нюансами рассмотрения дел, связанных с жалобами на деятельность государственных исполнителей, которые изложены в соответствующем постановлении пленума №6 от 07.02.2014 года.
6 ключевых положений, необходимых для обжалования:
1.Жалобу на бездействие или действия госисполнителя по исполнению судебного решения могут подать стороны исполнительного производства, то есть имеются в виду должник (ответчик по делу) и взыскатель (истец), а также их представители по закону или договору, кроме того, к таким субъектам законодательство относит и прокурора. Но последний, если только Вы не относитесь к социально незащищенной категории граждан, врятли будет вмешиваться. Перечисленные лица могут подавать жалобы в суд общей юрисдикции, который вынес решение которое пребывает на выполнении в ГИС.
Все остальные участники исполнительного производства имеют право подавать соответствующие жалобы только в административный суд на общих основаниях.
2. В случае, если обжалуются действия по выполнению решений несудебных органов, исполнительной надписи нотариуса, а также исполнительные документы, выносимые непосредственно государственным исполнителем (например, о взыскании исполнительного сбора), не связанные с основным исполнительным документом, то такие жалобу не рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а только в административных судах.
3. Поскольку судебное решение в отношении гражданского иска в уголовном производстве выносится не по нормам Гражданского процессуального кодекса, то обжалования решений, действий или бездействия государственного исполнителя или другого должностного лица государственной исполнительной службы при выполнении приговоров, касающихся в том числе разрешения гражданских исков в уголовном производстве подлежат рассмотрение по правилам административного судопроизводства. Но здесь как раз можно и нужно обращается в прокуратуру – это их область деятельности, поскольку задеваются интересы государства.
4. Если обжалования решений, действий и бездеятельности ГИС в административных судах происходит на основании иска, за подачу которого подлежит уплате судебный сбор (как за иск нематериального характера), то за жалобу на государственного исполнителя в суд общей юрисдикции (как кстати и в хозяйственный) оплачивать судебный сбор не надо.
5. Обжалование действийбездействия исполнительной службы суда возможно в течение десяти дней, а при обжаловании постановления об отложении исполнительного производства – в течение трех дней со дня, когда лицо должно было узнать или узнало о таком нарушении. В случае наличия в Законе Украины «О исполнительном производстве» специальных сроков, применяются именно они. Следует учитывать, что при пропуске сроков они могут быть восстановлены при наличии ходатайства заявителя и наличия уважительных причин их пропуска. При этом, установление факта наличия уважительных причин происходит в каждом случае отдельно с учетом обстоятельств конкретного дела.
6. Взыскание на имущество должника происходит не хаотично, в данном случае исполнительная служба придерживается четко установленного порядка, по которому в первую очередь взысканию подлежат денежные средства, а при их отсутствии или недостаточности – движимое и недвижимое имущество.
При этом должник вправе самостоятельно предлагать очередность взыскания на движимое имущество и, несмотря на то, что последнее слово и окончательное решение по удовлетворению предложения должника принадлежит представителю исполнительной службы, его отказ в удовлетворении просьбы должника относительно определенной очередности может быть признана незаконной, если, очевидно, что просьба должника не нарушает интересы взыскателя и не затрудняет исполнительный процесс.
ukrpravo.livejournal.com/15588.html