Внедрение суда присяжных: как это будет
Одной из наиболее ярких новелл УПК является введение суда присяжных. Однако он будет отличаться от привычного для нашего представления вида: трое присяжных, выбранных территориальной общиной, и два судьи будут выносить решения по наиболее резонансным преступлениям, например, таким, за которые предусмотрено пожизненное заключение.
Некоторые юристы уже успели назвать такое новшество «подменой понятий», ведь подобная модель более схожа с упраздненным институтом народных заседателей. Соответственно, могут возникнуть и схожие проблемы: как и заседатели, присяжные должны будут согласиться потратить свое рабочее время на длительный и сложный процесс, нужно будет обеспечить их явку на слушание, а также изыскать средства на вознаграждение за труд.
Впрочем, процесс, так или иначе, идет, и на сегодня, по информации нашего издания, территориальные управления ГСА Украины уже внесли в местные советы представления по формированию списков присяжных. Такие списки утверждены в 551 общем суде, а в других 114 этот процесс близится к завершению.
Готова ли судебная система к вступлению в силу положений относительно суда присяжных, и как оценивают эту новацию сами судьи, выясняла «Судебно-юридическая газета».
Итак, в связи с принятием Уголовного процессуального кодекса, с целью обеспечения, согласно Конституции, участия присяжных в отправлении правосудия, территориальные управления Государственной судебной администрации обращаются с представлением к соответствующему местному совету. Тот формирует и утверждает список постоянно проживающих на территории, на которую распространяется юрисдикция соответствующего суда, граждан в количестве, указанном в представлении. Их кандидатуры должны отвечать требованиям ст. 59 Закона «О судоустройстве и статусе судей», а также они должны дать согласие быть присяжными. Таким образом, на сегодня оперативность утверждения таких списков зависит от того, как быстро местное самоуправление осуществит свои полномочия. В случае непринятия местным советом в течение 2 месяцев с момента получения представления решения об утверждении списка присяжных теруправление ГСА обращается с представлением уже к областному совету. Утверждается список один раз в 2 года и пересматривается при необходимости по представлению того же теруправления ГСА.
Кто может быть присяжным?
Согласно со ст. 57 Закона «О судоустройстве и статусе судей», присяжным является гражданин Украины, который в случаях, определенных процессуальным законом, разрешает дела в составе суда совместно с судьей (судьями), обеспечивая непосредственное участие народа в осуществлении правосудия. Присяжные во время рассмотрения и разрешения дел пользуются полномочиями судьи. Более того, на время исполнения ими обязанностей на них распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей. По обоснованному ходатайству присяжного меры безопасности могут применяться и по окончании выполнения этих обязанностей.
Что касается требований к кандидатуре присяжного, то их выдвигается несколько. Так, он должен быть гражданином Украины, достигшим 30-летнего возраста и постоянно проживающим на территории, на которую распространяется юрисдикция соответствующего суда. Не подлежат включению в списки присяжных граждане: 1) признанные судом ограниченно дееспособными или недееспособными; 2) с хроническими психическими или др. заболеваниями, которые препятствуют выполнению обязанностей; 3) с неснятой или непогашенной судимостью; 4) народные депутаты Украины, члены Кабинета министров, судьи, прокуроры, работники органов внутренних дел и других правоохранительных органов, военнослужащие, работники аппарата судов, другие госслужащие, адвокаты, нотариусы; 5) граждане, достигшие 65 лет; 6) лица, которые не владеют государственным языком. Отметим, что лицо, включенное в список, обязано уведомить суд об обстоятельствах, которые делают невозможным его участие в осуществлении правосудия.
В то же время, к участию в суде присяжных невозможно принудить. Поэтому в ст. 60 Закона «О судоустройстве и статусе судей» выписаны основания, когда лицо освобождается от выполнения обязанностей присяжного. Решить вопрос о наличии таких оснований может председатель соответствующего суда. В частности, освобождены по их заявлению, поданному до (!) начала выполнения обязанностей присяжного, могут быть: 1) лица, находящиеся в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком, а также имеющие детей дошкольного или младшего школьного возраста или содержащие детей-инвалидов, других больных или членов семьи преклонного возраста; 2) руководители и заместители руководителей органов местного самоуправления; 3) лица, которые из-за своих религиозных убеждений считают невозможным для себя участие в осуществлении правосудия. Перечень оснований неисчерпывающий – если глава суда признает причины, на которые ссылается лицо, уважительными, он может освободить его от выполнения миссии присяжного.
Также есть условия, при которых лицо не может быть присяжным в конкретном производстве. В частности, гражданин не может участвовать в нем: 1) если он является заявителем, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, близким родственником или членом семьи следователя, прокурора и т. д.; 2) если он участвовал в этом производстве как свидетель, эксперт, прокурор, защитник, представитель или др.; 3) если он лично, его близкие родственники или члены его семьи заинтересованы в результатах производства. Кроме того, он не может входить в состав суда, если является родственником кого-либо из этого состава.
В особых случаях присяжный может быть отстранен от дальнейшего участия в судебном разбирательстве (ст. 390 УПК): при невыполнении им обязанностей присяжного либо при наличии обоснованных оснований считать, что он в результате незаконного влияния потерял беспристрастность. Решение об отстранении принимается в совещательной комнате и оформляется мотивированным постановлением. В таком случае в состав суда включается запасной присяжный, после чего судебное разбирательство продолжается, или, в случае отсутствия запасного присяжного, осуществляется отбор нового присяжного, после чего судебное разбирательство начинается сначала.
Кому нужны присяжные?
Все вопросы, связанные с судебным разбирательством, кроме вопроса, предусмотренного ч. 3 ст. 331 УПК (продолжение содержания обвиняемого под стражей), судьи и присяжные решают совместно. «Запускает в работу» суд присяжных ходатайство обвиняемого, которое он заявляет во время подготовительного судебного заседания. Так, согласно ст. 31 нового УПК, уголовное производство в суде первой инстанции по преступлениям, за совершение которых предусмотрено пожизненное лишение свободы, осуществляется коллегиально судом в составе 3 профессиональных судей, а по ходатайству обвиняемого – судом присяжных в составе 2 профессиональных судей и трех присяжных. Уголовное производство в отношении нескольких обвиняемых рассматривается судом присяжных в отношении всех обвиняемых, если хотя бы один из них заявил ходатайство о таком рассмотрении. Кроме того, есть особенности рассмотрения дела судом присяжных, когда уголовное производство касается должностных лиц, занимающих особо ответственное положение (в соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона «О государственной службе»), и лиц, должности которых отнесены к первой категории госслужащих, если такие лица совершили преступления, за которые предусмотрено пожизненное лишение свободы. По их ходатайству дело рассматривает суд в составе 2 профессиональных судей со стажем работы не менее 5 лет и 3 присяжных.
Подчеркнем, что согласно ст. 384 УПК, прокурор, суд обязаны разъяснить обвиняемому возможности и особенности рассмотрения уголовного производства в отношении него судом присяжных. Письменное разъяснение прокурора прилагается к обвинительному акту и реестру материалов досудебного расследования, которые передаются в суд.
После назначения судебного разбирательства судом присяжных председательствующий дает секретарю судебного заседания распоряжение о вызове присяжных в количестве 7 человек. Определяются присяжные с помощью автоматизированной системы документооборота суда из числа лиц, внесенных в соответствующие списки. Письменный вызов должен быть вручен присяжному под расписку не позднее, чем за 5 дней до судебного заседания. В вызове указываются день, время и место проведения судебного заседания, права и обязанности, перечень требований к присяжным, основания для освобождения их от выполнения обязанностей, предписание о явке, а также обязанность присяжного (или другого лица, которое получило вызов для передачи его присяжному) безотлагательно сообщить суду о причинах невозможности явки. Именно на основании письменного вызова работодатель обязан освободить присяжного от работы на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия.
Отметим, что на днях, 26 октября Совет судей Украины утвердил изменения в Положение об АСД, согласно которым присяжные определяются автоматизированной системой путем случайного отбора из списка присяжных в количестве 7 лиц. После определения основных присяжных определяются также двое запасных. Стоит сказать, что запасные присяжные во время судебного заседания постоянно находятся на отведенных им местах и до вынесения приговора могут быть включены в состав основных присяжных в случае невозможности кого-либо из основных продолжать участие в судебном разбирательстве. О замене выбывших основных присяжных запасными суд выносит определение.
Большинством голосов
Отбор присяжных осуществляется после открытия судебного заседания. Более подробно о том, какие действия должен осуществить судья в этом случае, говорится в письме Высшего специализированного суда по рассмотрению гражданских и уголовных дел «О некоторых вопросах порядка осуществления судебного разбирательства в судебном производстве в первой инстанции согласно Уголовному процессуальному кодексу Украины» №223-1446/0/4-12 от 5.10.2012. Председательствующий сообщает присяжным, какое производство подлежит рассмотрению, разъясняет им права и обязанности, а также условия их участия в судебном разбирательстве. Каждый из присяжных имеет право заявить о невозможности его участия в судебном разбирательстве, указав причину этого, и заявить себе самоотвод.
Председательствующий выясняет, нет ли оснований, препятствующих привлечению гражданина в качестве присяжного. Для этого прокурор, потерпевший, обвиняемый с разрешения председательствующего могут задавать присяжным соответствующие вопросы.
Все вопросы, связанные с освобождением присяжных от участия в рассмотрении уголовного дела, а также с самоотводом и отводом, решаются постановлением суда в составе 2 профессиональных судей, которое выносится после проведения совещания на месте, без выхода в совещательную комнату (кроме случаев, когда выход в совещательную комнату будет признан судом необходимым). В случае, если судьи не пришли к единогласному, присяжный считается освобожденным от участия в рассмотрении уголовного производства или отведенным.
Если в результате выполнения указанных действий присяжных осталось меньше, чем необходимо, секретарь судебного заседания по указанию председательствующего вызывает присяжных дополнительно.
После окончания отбора основных и запасных присяжных они занимают места, отведенные им председательствующим, и принимают присягу, текст которой зачитывает каждый присяжный, после чего подтверждает, что его права, обязанности и компетенция ему понятны.
Порядок принятия решения
Совещанием суда присяжных руководит председатель, который последовательно ставит на обсуждение вопросы, предусмотренные ст. 368 УПК, проводит открытое голосование и ведет подсчет голосов. Напомним, что это вопросы, касающиеся того, имело ли место деяние, в совершении которого обвиняется лицо; содержит ли это деяние состав уголовного преступления; виновен ли обвиняемый в совершении этого преступления и т. д. Все вопросы решаются простым большинством голосов. Председательствующий голосует последним. Никто из состава суда присяжных не имеет права воздерживаться от голосования, кроме случаев, когда решается вопрос о мере наказания, а судья или присяжный голосовал за оправдание обвиняемого – тогда голоса воздержавшихся прилагаются к голосам, поданным за решение, которое является благоприятным для обвиняемого. При возникновении разногласий о том, какое решение будет для обвиняемого более благоприятным, вопрос решается путем голосования.
Каждый из состава суда присяжных имеет право изложить письменно особое мнение, которое не оглашается в судебном заседании, а приобщается к материалам производства и является открытым для ознакомления.
Явиться обязаны?
Согласно ст. 61 Закона «О судоустройстве и статусе судей», работодатель обязан освободить присяжного от работы на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия. Отказ в освобождении от работы считается неуважением к суду, что, как известно, влечет предусмотренную законом ответственность. Отметим также, что за присяжными на время выполнения ими обязанностей в суде по месту основной работы сохраняются все гарантии и льготы, предусмотренные законом. Время исполнения обязанностей в суде засчитывается ко всем видам трудового стажа. Увольнение присяжного с работы или перевод на другую работу без его согласия при исполнении им обязанностей в суде не допускается.
Присяжный обязан своевременно явиться по приглашению в суд для участия в судебном заседании. Неявка без уважительных причин в судебное заседание также считается неуважением к суду. Согласно ст. 185-3 Кодекса об административных правонарушениях, неуважение к суду влечет наложение штрафа от 20 до100 необлагаемых минимумов доходов граждан (до 1700 грн). Ответственность могут понести и должностные лица, которые под любым предлогом препятствуют присяжного явке в суд для выполнения возложенных на него обязанностей. Согласно обновленной ст. 185-4 КоАП, на таких лиц будет наложен штраф от 5 до 8 НМДГ.
Труд присяжных оплачивается. Так, согласно ст. 62 Закона «О судоустройстве и статусе судей», присяжным за время исполнения ими обязанностей в суде в порядке, установленном Кабинетом министров, выплачивается вознаграждение. Кроме того, им возмещаются расходы на проезд и наем жилья и выплачиваются суточные. Указанные выплаты осуществляются теруправлениями ГСА за счет средств Госбюджета.
«За» и «против»
Противники внедрения суда присяжных указывают, что предложенная модель и юрисдикция такого суда не позволят существенно повлиять на уровень гарантий защиты прав подсудимых. Действительно, не стоит ожидать зрелища, подобного кадрам из популярных американских фильмов. Во-первых, суд присяжных имеет ограниченное применение – лишь в случае обвинения лица в совершении преступления, за которое предусматривается наказание в виде пожизненного заключения. Во-вторых, в состав суда входят 3 присяжных, а не 6–12, как в англо-саксонской системе права. Отличием суда присяжных в этой системе является и то, что коллегия присяжных должна самостоятельно принимать вердикт по уголовному делу по факту (например, имело ли место деяние, совершил ли его обвиняемый, виноват ли он), а председательствующий в процессе профессиональный судья на основании этого вердикта должен решать только вопросы права (квалификация деяния, размер наказания).
С другой стороны, надо объективно смотреть на ситуацию в Украине. Для обеспечения действия модели, подобной американской, необходимы, во-первых, большие финансовые вложения (допустим, то же обеспечение отдельного входа для присяжных в суде, их безопасности), а во-вторых – трансформация восприятия такими людьми своей функции, проще говоря, менталитета.
Таким образом, к введению института суда присяжных можно относиться по-разному. Но нельзя отрицать, что такой суд менее зависим от органов других ветвей власти, чем избираемые судьи.
Зарубежный опыт
США
90% из общего числа происходящих в мире судебных разбирательств с участием присяжных приходится на долю США, где эта судебная процедура по-прежнему пользуется большой популярностью. В этой стране коллегии присяжных заседателей в судах штатов различаются по количественному составу. Так, в соответствии с Конституцией штата Висконсин, дела как о тяжких, так и о незначительных преступлениях рассматриваются коллегией из 12 присяжных заседателей. Тот же состав жюри предусмотрен в штатах Теннесси и Вермонт. В то же время, в некоторых американских судах в составе коллегии может быть 6 или 8 человек. В уголовных судах штата Вайоминг, например, коллегию обычно образуют 6 присяжных.
Россия
В России суд присяжных в краевом, областном, городском суде действует в составе председательствующего, 12 присяжных заседателей и двух запасных присяжных заседателей.
Германия
Суд присяжных в ФРГ состоит из 3 профессиональных судей и 2 шеффенов (присяжных). Он созывается при необходимости рассмотрения уголовного дела по обвинению в умышленном убийстве или других преступлениях, связанных с созданием опасности для жизни людей (поджоги, взрывы, попытки захвата самолетов, ограбления и вымогательство при отягчающих обстоятельствах и др.).
Комментарии
Станислав Мищенко, заместитель председателя Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел:
– Сравнивать суд присяжных и институт народных заседателей, с моей точки зрения, по меньшей мере, некорректно. Ведь в свое время народные заседатели принимали участие в рассмотрении всех дел – и уголовных, и гражданских. Что касается присяжных, то это совсем другой институт. Во-первых, суд присяжных должен был быть введен еще в 2001 г., после окончания переходного периода, предусмотренного Конституцией. Однако начались разговоры среди ученых и практиков о том, что создать такой институт очень непросто, что он будет неполноценно функционировать и т. д. а с принятием нового УПК был сделан решительный и правильный шаг в направлении демократизации судебной системы, пусть и в отношении лишь одной категории дел, предусматривающей наказание в виде пожизненного заключения. Во-вторых, будут принимать участие в заседании присяжные или нет, решает подсудимый, поскольку это его право. В отличии, например от дел с участием народных заседателей. Конечно, когда дело коснется практики, могут возникнуть какие-то проблемы, но это нормально, поскольку нет ничего идеального. Но, на мой взгляд, это действительно демократический подход. Граждане имеют право на участие в отправлении правосудия.
Галина Супрун, председатель Подольского районного суда Киева:
– По поему мнению, введение института присяжных – правильный шаг. По-другому ведь никак не обеспечить рассмотрение дел надлежащим образом. Мы сейчас занимаемся этим вопросом, и могу сказать, что кандидаты на роль присяжных очень активны. Если раньше в народные заседатели шли в основном люди пожилого возраста, то контингент присяжных разнообразнее, у людей больше заинтересованности и желания. Желающих много, мы подали заявку на 30 человек. Конечно, возможны проблемы с финансированием их работы, но на сегодняшний день еще рано об этом говорить. Мне кажется, что оплата не будет являться главной мотивацией. Основная причина, скорее, кроется в желании людей принимать участие в рассмотрении судебных дел.
Сергей Пойда, председатель Дарницкого районного суда Киева:
– Безусловно, присяжные будут влиять на принимаемые решения, поскольку в соответствии с законом они фактически выполняют функции судей. Будет ли практическая польза от участия присяжных в судебных заседаниях, другой вопрос. Но если провести некую параллель с институтом народных заседателей, то их принципиальная функция – это представительство граждан при осуществлении правосудия. В этом смысле практическая составляющая пользы присяжных очевидна. Наш суд направил заявку на 40 кандидатов в присяжные. И насколько мне известно, решение пока принято только в отношении 20 человек. Что касается оставшейся половины, то до вступления в силу нового УПК время еще есть, и я надеюсь, что за этот период вопрос будет решен окончательно. Но необходимо понимать, что с 19 ноября не начнется рассмотрение дел с участием присяжных, поскольку новый УПК предусматривает участие присяжных только в тех делах, которые возникли после вступления его в силу. А это, как минимум, месяц-два. Те же дела, которые расследовались до вступления нового Кодекса в силу, будут рассматриваться по старой процедуре.
Елена Первушина, председатель Голосеевского районного суда Киева:
– Я понимаю, что граждане имеют право на участие в судопроизводстве, и наш суд подал заявку на 50 кандидатов в присяжные. Однако в свое время институт народных заседателей зарекомендовал себя с не очень хорошей стороны, поэтому введение института присяжных, на мой взгляд, не несет в себе никакой смысловой нагрузки. Решения будут приниматься на основании эмоций. Для того, чтобы этого избежать, у присяжных должна быть хотя бы базовая правовая подготовка, дабы они понимали, что делают. Думаю, что если опросить кандидатов в присяжные, как они себе представляют эту работу, результат будет печальным. Я сомневаюсь, что они читали новый, да и старый УПК, чтобы иметь представление о своем процессуальном поведении. Мне кажется, что организовать и настроить весь процесс будет трудно.
Инна Рафальская, председатель КДКА Киева:
– То, что в новом УПК названо институтом присяжных, на самом деле таковым не является, и с этим согласны многие. Мы рассчитывали на несколько иную систему. Однако я помню работу народных заседателей, когда дела слушались с их участием. Могу сказать, что достаточно принципиальные и объективные народные заседатели существенно влияли на разрешение споров в судах. Они серьезно относились к вопросам назначения наказания, и это неплохо. Во всяком случае, сочетание в правосудии работы профессионального судьи, который хорошо знает законы и понимает их, и человека, который не привык к судебному процессу – позитивное явление. Только это не является судом присяжных. Но если государство действительно будет надлежащим образом компенсировать трудозатраты присяжных, скорее всего люди будут идти и активно принимать участие в судебных процессах.
К сожалению, много моментов относительно присяжных в новом УПК выписаны достаточно поверхностно. А все должно быть прописано очень четко, без возможности двоякого толкования. Но это, как мне кажется, своего рода апробация, первый шаг на пути к дальнейшему развитию. Главное, чтобы мы в этой изначальной точке надолго не остановились.
Наталия Мамченко, Судебно-юридическая газета
Источник: sud.ua