Чем принятие нового Уголовного процессуального кодекса обернется для бизнеса
Сложно предсказать, как в данной ситуации будут работать наши правоохранительные органы. Раньше они проводили предварительную/доследственную проверку сообщения о преступлении, длившуюся три или десять дней (при необходимости), и принимали решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении такового.
Налоговикам станет проще «работать» с бизнесом
Налоговая милиция уже не будет проверять наличие или отсутствие оснований для возбуждения уголовного дела. Акты налоговых проверок с фактами нарушений на сумму, достаточную для квалификации действий как налогового преступления, могут стать непосредственной причиной для начала уголовного производства.
Сообщение о преступлении будет внесено в ЕРДР, и сразу могут проводиться следственные действия: обыск, допросы работников предприятия и т.п. Если у органов следствия будет конкретный подозреваемый, срок проведения досудебного расследования составит два месяца с момента уведомления лица о подозрении.
Если конкретного подозреваемого не будет – срок досудебного следствия фактически неограничен. Прекращение уголовного производства на досудебной стадии станет возможно, если органы следствия убедятся в том, что состава преступления не было, и постановят прекратить уголовное производство.
Принятие нового УПК – это успешное продолжение «реформы», начатой Налоговым кодексом и направленной на лишение налогоплательщиков права обжаловать в судебном порядке законность возбужденных против них уголовных дел.
Налоговый кодекс установил запрет на принятие налогового уведомления-решения в случае возбуждения уголовного дела до окончания судебного рассмотрения этого дела. Как следствие, налогоплательщики потеряли возможность использовать решения административных судов об отмене налоговых уведомлений-решений в качестве аргумента незаконности возбуждения уголовного дела.
УПК эти запреты скрепил: теоретически решение о внесении сообщения о преступлении в ЕРДР можно обжаловать в судебном порядке, но жалоба будет рассматриваться уже на этапе судебного разбирательства. Впрочем, смысла в обжаловании уже не будет – жалоба не сможет остановить уголовно-процессуальную «машину».
Что же делать? Прежде всего, помнить о своих правах.
Первое. После 19 ноября разрешение на проведение обыска на предприятии будет выдавать не прокурор, а следственный судья (судья местного суда, сопровождающий уголовные дела стадии досудебного расследования). Обыск, проведенный без постановления следственного судьи, является незаконным, а полученные в результате обыска сведения не являются доказательствами по делу.
Второе. Сведения, полученные в результате допроса лица в качестве свидетеля, не могут использоваться в суде в случае замены в дальнейшем его статуса на подозреваемого или обвиняемого.
Третье. Со следствием можно будет заключить соглашение, определив наказание или освобождение от отбывания наказания. Суд обязан выполнить условия такого соглашения.
Защищать ваши интересы в уголовном процессе сможете только вы и ваши адвокаты. Возможность «другим специалистам в области права» или вашим близким родственникам участвовать в процессе в качестве защитников после 19 ноября исключена. Поэтому, если у вас еще нет своего адвоката – обязательно им обзаведитесь.
Источник:forbes.ua