Кому достанутся льготы ITшников
Законопроект №9744, устанавливающий льготные условия налогообложения субъектов индустрии программной продукции, после принятия сумел стать новостью дня. Принятием закона государство намеревалось поддержать перспективную отрасль отечественного бизнеса. Эта идея достойна уважения и тема, заслуживающая отдельного объемного материала. Но вот незадача, даже поверхностное ознакомление с документом свидетельствует о его очевидных недостатках, только на самые очевидные из которых мы попробуем обратить внимание.
Во-первых, удивление вызывает, почему льготный режим налогообложения для субъектов индустрии программной продукции не распространяется на частных предпринимателей (льгота предоставляется только по налогу на прибыть предприятий, но не налогу на доходы физических лиц – субъектов предпринимательской деятельности)? То есть, законодатель планировал поддержать не просто индустрию, а все-таки крупный бизнес в этой сфере? Тогда об этом надо честно и открыто заявить.
Во-вторых, основанием для включения субъекта в соответствующий реестр является заключение центрального органа исполнительной власти по вопросам науки, инноваций и информатизации Украины касательно соответствия фактических видов экономической деятельности субъекта индустрии программной продукции видам экономической деятельности, определенным в кодексе. Оставим за скобками данной статьи рассуждения на тему коррупционной составляющей выдачи по всей Украине заключений органом, не имеющим соответствующих подразделений на местах. Отметим только, что получение данного заключения не лишает орган государственной налоговой службы права на проведения внеплановой проверки плательщика на предмет достоверности поданных плательщиком документов.
Обратите внимание – не информации, изложенной в документе, а именно достоверности самого документа. То есть, налоговую, по замыслу законодателей, в ходе проверки должен заботить вопрос, а не подделка ли подана предпринимателем? Разве нет? А что тогда, достоверность каких документов проверяет налоговая? Заключения центрального органа исполнительной власти? Зачем тогда само заключение, если оно все равно проверяется налоговой службой? Вопросов очевидно больше, чем ответов.
Но это все-равно мелочи по сравнению с вопросом о том, что же все-таки облагается по ставке 5% налогом на доходы физических лиц согласно п.1.9 проекта? Согласно абзаца первого данного пункта ставка в 5 % устанавливается на доходы в виде зарплаты работников субъекта индустрии, должности которых соответствуют (а теперь внимание!) перечню профессиональных названий работ индустрии, утвержденных Кабинетом Министров. Каким образом, перечень должностей может соответствовать перечню работ, остается загадкой! И это, если стыдливо умолчать о принципе равенства всех плательщиков перед законом и недопущения каких-либо проявлений налоговой дискриминации (п.4.1.2 ст.4 НК), и не задавать вопрос, почему лица, работающие на отдельных предприятиях получают налоговую льготу, хотя такие же сотрудники, работающие в качестве штатных системных администраторов, программистов и т.д. на других предприятиях такой льготы не имеют? Чем они провинились? Чем вообще вызвана льгота физическому лицу, обладающему одной из самых доходных профессий в Украине? И почему не практикуются льготы по профессиональному признаку за редким исключением (напр., шахтеры) в других отраслях, где они имеют скорее эффект социальной справедливости, чем предоставления конкурентных преимуществ.
Ну и если совсем серьезно, то инициатива власти относительно поддержания индустрии программной продукции заслуживает внимания и должна быть всячески поддержана, однако позитив такого введения не должен нивелироваться качеством закрепляющего ее нормативного материала. Над ним должны работать квалифицированные юристы, законопроект должен широко обговариваться, что позволит принять качественный документ и избежать необходимости его доработки, как это, к сожалению, имеет место с основным текстом Налогового кодекса.
Источник: ubr.ua