Льготы для IT-индустрии: импульс к развитию или не до конца продуманный шаг?
Каким образом IT-компании смогут получить обещанные недавно принятыми законами льготы, а также возможность ветирования таких нормативных актов Президентом, анализируют юристы АФ «Паритет» - Вадим Шестаков и Леонид Чернявский.
Два громких законопроекта, направленных на создание благоприятных условий для развития IT-отрасли в Украине, были приняты Верховной Радой в конце прошлой недели. Данная инициатива уже достаточно долго обсуждалась в широких заинтересованных кругах. Вместе с тем, пятничный положительный вердикт парламента, учитывая неодобрительные отзывы Министерства финансов о вероятности значительных убытков для Государственного бюджета, мог стать для многих неожиданностью.
Субъекты индустрии программной продукции - кто они?
Перечень видов экономической деятельности, осуществляя которые компании имеют право на предусмотренные законопроектами льготы, внушает надежду: авторы инициативы не поскупились включить в него разнообразнейшие виды деятельности в сфере Интернет и компьютерных технологий. Так, под данный критерий относительно видов деятельности подпадают как мировые гиганты индустрии, занимающиеся разработкой и продажей программного обеспечения по всему миру, их дилеры и посредники на украинском рынке, так и более широкий круг малого и среднего бизнеса, физических лиц-предпринимателей, занимающихся предоставлением услуг по разработке веб-сайтов, установке и настройке программ, консультированием в сфере информатизации и пр.
На первый взгляд может показаться, что вот она, поддержка малого и среднего бизнеса в сфере IT, которая поможет полностью раскрыться потенциалу наших талантливых программистов. Требование, согласно которому субъекты индустрии программной продукции должны получать не менее 70 % своих доходов от перечисленных видов деятельности, также не вызывает проблем. Очень часто данный показатель (по крайней мере, у малых и средних компаний сферы) стремится к 100 %. Следующий критерий, связанный с первоначальной стоимостью основных средств в размере не менее 50 минимальных заработных плат, также воспринимается как оправданный (необходимо быть готовым инвестировать в бизнес, чтобы претендовать на льготы) и, что важно, достижимый, особенно учитывая возможность включить в данную сумму стоимость нематериальных активов (торговая марка и другие права интеллектуальной собственности). Отсутствие налогового долга и постановления о признании банкротом вообще не вызывают ни у кого вопросов в качестве критериев. И только добравшись до процедуры получения долгожданного статуса субъекта индустрии программной продукции, мы находим дополнительные критерии, во главе с формулировкой: «регистрационное заявление подается руководителем или представителем юридического лица».
Таким образом, физические лица-предприниматели, являющиеся представителями всего малого и части среднего бизнеса в данной сфере, по мнению парламента, не нуждаются в «благоприятных условиях развития». Но это еще не все.
Доверяй, но проверяй!
Для того, чтобы подать заявление в налоговые органы (вместе с финансовой отчетностью и копиями первичных документов) с целью признания права на льготы, субъекту необходимо получить заключение Государственного агентства по вопросам науки, инноваций и информатизации Украины. Процедура получения такого заключения пока не ясна, однако участие дополнительного государственного органа (заключение которого возможно будет оспорить исключительно в судебном порядке!) создает коррупционные риски и риски необоснованных бюрократических процедур. Возможно, именно в связи с этим отсекли малый и средний бизнес, поскольку он не настолько интересен для определенных кругов? Но и заключение агентства - еще не все.
Льготник должен быть готов к проведению налоговой документальной внеплановой выездной проверки, которая может быть проведена в течение 10 рабочих дней после подачи регистрационного заявления. И лишь соответствуя всем критериям, пройдя все проверки, субъект включается в соответствующий реестр и получает свидетельство о регистрации субъектом индустрии программной продукции. Достаточно сомнительно, что такую процедуру будет возможно пройти без «потерь», что наводит на мысль, что в целом, льготами законопроектов смогут воспользоваться либо крупные IT-компании, обладающие для этого всевозможными ресурсами, либо компании, которые, возможно, уже заведомо знают об успешном ее прохождении.
«Скидки на всё!»
Льготы, на которые могут рассчитывать «одобренные» субъекты индустрии программной продукции, действительно впечатляют. С 2013 по 2023 гг. субъекты индустрии программной продукции применяют следующие условия налогообложения:
- освобождение от налога на добавленную стоимость;
- налог на доходы физических лиц - от 5 % вместо 15 %/17% (включая не только IT-специалистов, но и маркетологов, менеджеров по продажам, и даже штатных уборщиц). «От 5 %», потому что в случаях, если заработная плата составляет сумму менее определенного размера, рассчитываемого по приведенной формуле, ставка налога растет;
- налог на прибыль предприятий - 5 % вместо 19 % в 2013 г. и 16 % с 2014 г. (навсегда, насколько это возможно, учитывая «стабильность нашего налогового законодательства).
С 2013 по 2017 гг. также предусмотрены льготы по уплате единого социального взноса, как для работодателей, так и для сотрудников IT-компаний. Размер социального взноса ограничен на уровне соответственно 36,76 % и 3,6 % от двух размеров минимальной заработной платы на каждого работника. Вместе с тем, необходимо учитывать, что уплачивая меньшую сумму ЕСВ с заработных плат, превышающих минимальную более, чем в два раза, компаниям и работникам придется платить большую сумму с заработных плат, которые не превышают двойного размера минимальной заработной платы.
А будут ли Законы?
По состоянию на 28 мая 2012 г. законы об IT-льготах все еще находятся в Парламенте и без подписи Президента «благоприятные условия развития» индустрии не грозят. По нашему мнению, ветирование законов вполне возможно, во-первых в связи с возможными значительными не поступлениями в Государственный бюджет (по оценкам Минфина - около700 млн.грн.в год) и Пенсионный фонд, а во-вторых, поскольку избирательное снижение ставки подоходного налога может расцениваться как дискриминация.
В целом, пока еще сложно судить о непосредственном влиянии принятых законов на развитие IT-сектора в Украине. Тем не менее, в уже готовящихся на подпись Президента документах заложены нормы, которые вызывают сомнения по поводу возможности достижения ими позитивного эффекта в плане развития потенциала нашей информационной индустрии.
Вадим Шестаков, LLM, юрист
Леонид Чернявский, младший юрист АФ «Паритет».
Источник: www.ligazakon.ua