Коммунальный тупик. Новый закон об ОСМД вешает на жителей все проблемы

Коммунальный тупик. Новый закон об ОСМД вешает на жителей все проблемы
После многолетних дискуссий на прошлой неделе Верховная Рада наконец приняла закон Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме. Согласно переходным положениям закона, он должен вступить в силу с 1 июля 2015 года, пишет Елена Романюк в №20 журнала Корреспондент от 22 мая 2015 года. Но этого может и не произойти: у документа нашлось немало противников. Как сообщил Корреспонденту глава Союза собственников жилья Киева Сергей Дедов, 21 мая общественность намерена пикетировать Администрацию Президента с требованием ветировать принятый документ. Закон по сути отправляет жителей многоэтажек с их проблемами и домами, требующими капитальных ремонтов, «в свободное плавание» По мнению активистов, закон, который предлагает полное разгосударствление жилищно-коммунальной сферы и снятие с государства обязательств по финансированию и содержанию многоквартирных домов, по сути, отправляет жителей многоэтажек с их проблемами и домами, требующими капитальных ремонтов, «в свободное плавание». И куда занесёт их коммунально-бюрократическое течение, никто не знает. Бремя ответственности Как и следовало ожидать, ключевая идея закона № 1565 – передать функции по эксплуатации и управлению многоэтажными домами объединениям совладельцев многоквартирных домов (ОСМД). В законе теперь предусмотрено, что в одном многоквартирном доме может быть создано только одно объединение. Именно оно должно осуществлять управление зданием - в частности нанимать подрядчиков и заключать договоры с поставщиками коммунальных услуг. В случае же, если жильцы не смогут самоорганизоваться, управляющую компанию им попросту навяжут. Если им повезёт, это будет вменяемая структура или улучшивший под гнётом конкуренции обслуживание бывший коммунальный ЖЭК. В противном случае владельцы квартир не застрахованы от завышенных тарифов, разворовывания средств и элементарного самодурства управленцев. Напомним, идея создания эффективного собственника жилья – того самого ОСМД – и передачи функций по управлению жилищным фондом частным управляющим компанияммусолится в Украине с 2001 года. Лежала она и в основе последней Общегосударственной программы реформирования и развития ЖКХ на 2009-2014 годы, согласно которой на конец 2014-го в стране планировалось создать 45.530 ОСМД. Но, как свидетельствуют данные Минрегиона, по состоянию на 1 января 2015 года эта цифра с трудом достигла 16.536, что составляет лишь 36% от запланированного. Основная причина провала процесса создания объединений, по словам экспертов, – элементарная лень жителей высоток. Другая причина непопулярности идеи создания ОСМД – несовершенство украинского законодательства Основная причина провала процесса создания объединений, по словам экспертов, – элементарная лень жителей высоток. «Проблемным остается само нежелание граждан быть владельцами своих домов и нести полную ответственность за свою собственность», – говоритДина Сидорук, партнер адвокатского объединения Кросондович Лойерс. Почти 60% населения Украины – люди старше 40 лет. Их сознание давно вобрало в себя советский опыт в сфере обслуживания – с низким качеством сервиса и минимальными тарифами. Зато при такой системе они могли ни о чём не думать и уж тем более не нести за свой дом полной ответственности. Другая причина непопулярности идеи создания ОСМД у широких масс – несовершенство украинского законодательства. Ведь Закон Украины Об объединении совладельцев многоквартирных домов был принят ещё 29 ноября 2001 года и не учитывал множества важных моментов. Например, в нём отсутствует норма об обязательности предоставления информации из реестра прав на недвижимое имущество, которая должна обеспечивать легитимность учредительного и общих собраний ОСМД, а также правильность подсчёта голосов. На сегодня получить такие сведения можно только от самого владельца, поскольку информация в реестре прав на недвижимое имущество закрыта. Кроме того, не решены вопросы с земельными участками, на которых расположены многоквартирные дома. Согласно действующему закону, собственностью владельцев квартир они не являются. Конечно, принятый депутатами новый закон эти проблемы де-юре учитывает. В частности, предусматривает предоставление информации из реестра прав на недвижимое имущество, а также безвозмездно передаёт придомовую территорию в общую собственность владельцев квартир и нежилых помещений в доме. Но де-факто эти вопросы остаются открытыми. «Несмотря на общий положительный эффект от закона, некоторые вопросы по-прежнему остаются без ответа. Например, вопрос о том, как определить придомовую территорию в населённых пунктах, где отсутствует генеральный план», – отмечает Александр Буртовой, партнёр юридической фирмы Антика. А как получить выписку из реестра, если сам реестр ведётся в Украине от силы последних года два? Что делать людям, получившим или купившим квартиру 20-40 лет назад? Коммунальный криминал Отдельные вопросы вызывает у общественности и тема управляющих компаний. «Ответственность человека, который даёт дому управляющего, в законе не выписана. Ответственность управляющего перед собственником не выписана. Никто не знает, какие документы, отчёты имеет право требовать жилец от управителя, с какой периодичностью», – перечисляет Дедов. В то же время, по словам Буртового, если функции управителя в большинстве случаев будут выполнять нынешние ЖЭКи, существует риск узурпации рынка жилищно-коммунальных услуг. «Вместо конкуренции между ними может быть «договорённость» о предоставлении тех же услуг, что и сейчас, но по более высоким ценам», – говорит юрист. Узурпация рынка жилищно-коммунальных услуг в Украине уже происходит. Причём не со стороны ЖЭКов, а со стороны частных управляющих компаний, например, аффилированных с застройщиками Между тем, как утверждают жильцы многоэтажек, узурпация рынка жилищно-коммунальных услуг в Украине уже происходит. Причём не со стороны ЖЭКов, а со стороны частных управляющих компаний, например, аффилированных с застройщиками. Как оказалось, управлять новостройками – довольно прибыльное дело. Особенно если ты ни копейки не вкладываешь в поддержание нормального состояния жилищного фонда, да ещё и получаешь плату за все некоммерческие помещения, сдаваемые в аренду. Именно такие дома застройщики категорически отказываются передавать на баланс ОСМД, предпочитая выжимать соки из жильцов самостоятельно. «Мы смогли поменять управляющую компанию и уйти от компании-застройщика только после того, как взяли на себя часть дебиторской задолженности. Это произошло четыре года назад», – рассказывает председатель правления ОСМД Флагман Евгений Быченко. По его словам, сменить управителя их заставили не только завышенные тарифы (ранее квартплата в домах составляла 3,05 грн, сейчас – 2,40 грн), но и то, что собранные на ремонт и поддержание домов деньги уходили в никуда. «Сейчас же на накопленные за четыре года деньги мы провели модернизацию подъездов, построили детскую площадку», – говорит Быченко. Меньше повезло в этом плане членам ОСМД 13 квартал и Абрикос. Здесь жильцы до сих пор судятся с карманными управляющими компаниями застройщиков. Причём безрезультатно – передавать функции управления имуществом жителям домов компании категорически отказываются. «Несмотря на то что мы создали объединение ещё год назад, компания Сервис Плюс всячески блокирует передачу дома на баланс общества, – делится наболевшим член правления ОСМД Абрикос Александр Ефремов. – И это притом, что она не только некачественно выполняет свои обязательства, наживается на сдаче в аренду многочисленных коммерческих помещений, обслуживание которых также ложится на наши плечи, но ещё и угрожает безопасности жителей». По словам Евремова, в его доме нарушены практически все меры пожарной безопасности, а технический этаж переоборудован и сдан в аренду под офисы. «Новые дома – слишком лакомый кусочек, чтобы от него добровольно отказываться», – говорит адвокат Татьяна Монтян. Другое дело старый жилищный фонд. Его, как и стоило ожидать, эксплуатировать, наоборот, никто не хочет. «И если на данный момент ещё отказаться и от услуг коммунальных ЖЭКов (как предлагает закон № 1565), то это может привести к полному разрушению системы жилищно-коммунальных услуг», – считает Монтян. Эксперт: Проблемный момент заключается в том, что 70% жилищного фонда в Украине требует немедленного капитального ремонта. Поэтому, если старый дом передаётся на баланс ОСМД, то чиновники перестают за него отвечать «Проблемный момент заключается в том, что 70% жилищного фонда в Украине требует немедленного капитального ремонта, – объясняет Сидорук. - Поэтому, если старый дом передаётся на баланс ОСМД, то чиновники перестают за него отвечать, а вся ответственность за состояние здания автоматически переводится на его жителей». Кроме того, добавляет эксперт, в этом случае все расходы, связанные с ремонтом старого дома, ложатся на плечи его обитателей, а повышение расходов на его содержание приводит к повышению квартплаты. Учитывая все эти нерешённые вопросы, специалисты прогнозируют, что общественность далеко не однозначно воспримет введение ОСМД как одной из возможных форм управления. Даже несмотря на то, что в правовом поле уже давно не существует домов коммунальной собственности, поскольку дом сам по себе уже является собственностью, а ОСМД – лишь механизм принятия решений совладельцами о том, как распоряжаться этой собственностью. Необходимы более чёткие механизмы решения вопроса разгосударствления сферы ЖКХ. И над ними, по словам экспертов, ещё нужно работать и работать. Источник: korrespondent.net
11:19
1920
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...