Подводные камни налогового компромисса
Александр Деркач, юрист, руководитель отдела бизнес-направления Правового Центра «Гарант»
Налоговый компромисс – это возможность для бизнеса легализовать свои доходы, заплатив всего 5% от ушли «в тень» средств. Если более детально разобраться в этом, можно найти не малое количество подводных камней.
Следовательно, решение о налоговом компромисс предусматривает, процедуру освобождения налогоплательщиков от юридической ответственности за занижение налоговых обязательств. То есть, налогоплательщику предоставляется возможность самому признаться в том, как в течение трех последних лет он уклонялся от налогообложения налогом на прибыль предприятий и налогом на добавленную стоимость, путем представления уточняющих расчетов с указанием сумм такого уклонения и операций, в результате которых оно произошло, или применения в результате проведения проверки.
После чего, налогоплательщик уплачивает 5% от такой суммы и якобы начинает все «с чистого листа». Остальные 95% суммы будут считаться погашенными автоматически, штрафные санкции и пеня начисляться не будет.
Вроде бы идеальный вариант для любого плательщика налога, если бы не несколько «но».
Во-первых, что касается факта предоставления налогоплательщиком уточняющего расчета, наделяет налоговые органы правом на проведение документальной проверки налогоплательщика.
Нормы закона сформулированы таким образом, что не определяет никаких четких оснований, которые бы указывали на случаи проведения такой проверки. Таким образом, фактически контролирующий орган сам решает, проводить проверку налогоплательщика или нет. Поэтому налогоплательщик является заложником по собственной инициативе, так как предложенная со стороны налоговых органов сумма, превышающая 50% от задекларированных обязательств, которая способна повлиять на «внутреннее убеждение», выглядит значительно привлекательнее для плательщика, чем потенциально начисленная сумма в налоговом уведомлении-решении, которое фактически нельзя обжаловать. Так как обжалование такого налогового уведомления приведет к выходу из процедуры налогового компромисса. В результате чего, придется заплатить всю сумму. Помните, таким образом, вы сами признаетесь в том, что уклонялись от налогообложения, подав уточняющий расчет.
Во-вторых, данный закон дает возможность включить в налоговый компромисс те суммы налоговых обязательств, в отношении которых открыто административные или судебные производства, но с одним условием — они должны быть согласованы.
В соответствии с нормами статьи 56 Налогового кодекса Украины суммы налоговых обязательств плательщика, находящихся в административном обжаловании, становятся согласованными в день его окончания, а при обращении в суд — в день вступления в законную силу судебного решения. Известно, что решение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента провозглашения, а если она была принята по результатам рассмотрения в письменном производстве, — через пять дней после направления их копий лицам, участвующим в деле. Это означает, что спор в Высшем административном суде Украины проходит относительно согласованных налоговых обязательств. Однако может отменять решения судов предыдущих инстанций с возвращением дела на новое рассмотрение. Тем самым такое обязательство снова может стать несогласованным (то есть к нему можно будет применить процедуру налогового компромисса) и, конечно, сэкономить.
Таким образом, данный закон не решает еще целый ряд вопросов, связанных с применением санкций в рамках процедуры налогового компромисса, освобождением от административной и уголовной ответственности должностных лиц плательщиков налогов, которые применили эту процедуру, отзывом налоговых уведомлений-решений по результатам достижения компромисса и ряд терминологических вопросов, касаясь их лишь поверхностно или игнорируя вообще.
Поэтому, советуем вам неоднократно взвесить все и подумать, стоит ли идти на такой налоговый компромисс с государством.
Источник:pravotoday.in.ua/