Закон о финмониторинге невозможно выполнить на практике: нотариусы обратились к Разумкову

Закон о финмониторинге невозможно выполнить на практике: нотариусы обратились к Разумкову


Источник

Как оказалось, закон о финансовом мониторинге нельзя выполнить в реальной жизни: Нотариальная палата Украины обратилась к Дмитрию Разумкову.

Как известно, 28 апреля вступил в силу Закон о финансовом мониторинге (закон о предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения №361-IX).

Он регулирует порядок финансового мониторинга и предусматривает усиление мер по раскрытию информации о структуре бизнеса перед субъектами первичного финансового мониторинга.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона №361-IX, субъектами первичного финансового мониторинга, в частности, являются нотариусы. А согласно с ч. 5 ст. 32 Закона, к субъекту первичного финансового мониторинга могут быть применены штрафы:

— за нарушение требований по осуществлению надлежащей проверки, требований по выявлению принадлежности клиентов и других лиц к политически значимым лицам, членов их семей, лицам, связанных с ними, в случаях, предусмотренных законодательством, — до 12 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан;

— за непредставление, несвоевременное представление, нарушение порядка представления или представления специально уполномоченному органу недостоверной информации в случаях, предусмотренных законодательством, — в размере до 20 тыс. НМДГ;

— за невыявление, несвоевременное выявление финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу, и нарушение порядка их регистрации — в размере до 20 тыс. НМДГ и так далее.

Впрочем, нотариусы нормально выполнить новый закон не могут.

По этому поводу 25 мая Нотариальная палата Украины обратилась с письмом к спикеру Верховной Рады Дмитрию Разумкову. Как отметили в НПУ, закон содержит целый ряд юридических и технических ошибок, противоречий и неопределенностей, необоснованно усложняет правоотношения и даже делает невозможной их реализацию. Кроме того, законом не учтены особенности украинского нотариата, поскольку у нас нотариус не имеет отношения к осуществлению расчетов между сторонами.

В частности, Нотариальная палата перечислила следующие проблемы, которые не позволяют нотариусам нормально выполнять закон о финмониторинге:

Несовершенное законодательство в сфере оценки имущества, что позволяет оценщикам выполнять заниженные в десятки раз оценки недвижимости для продажи. Это непосредственно негативно влияет на возможность проведения правильной оценки нотариусами рисков в контексте финмониторинга на основании заниженных оценок (юридически оформленных и надлежащим образом зарегистрированных).
Неправильное понимание и толкование деловых отношений в контексте закона о нотариате.

В частности, не учитывается, что нотариус – это лицо, уполномоченное государством на совершение нотариальных действий, которое не заключает договора с лицами, которые обращаются за совершением нотариальных действий. Отношения между нотариусом и лицом, которое обратилось к нему за нотариальными действиями, основываются на законе, являются единоразовыми и не носят длительный характер.

Отсутствие законодательно определенных официальных источников для получения ряда сведений нотариусами в целях проведения финансового мониторинга. В частности, отсутствует официальный источник (в понимании закона это автоматизированные информационные и справочные системы, реестры, базы и банки данных, держателем (администратором) которых являются государственные органы или органы местного самоуправления, а также соответствующие органы иностранных государств, международных, межправительственных организаций), что прямо негативно влияет на возможность получения актуальной и официальной информации нотариусами о рисках для проведения финансового мониторинга.

Отсутствие у нотариусов в силу особенностей их деятельности возможностей относительно замораживания активов, которые связаны с терроризмом и его финансированием, распространением оружия массового поражения и его финансированием, и остановки финансовых операций.

Закон был внедрен в действия с предоставлением 3-месячного срока для принятия подзаконных нормативно-правовых актов, которые хотя бы частично должны урегулировать процедуры проведения финансового мониторинга, без оттерминования. При этом применяются несоразмерные штрафные санкции к первичным субъектам финансового мониторинга за нарушения в этой сфере. Приведение в соответствие подзаконных НПА к требованиям уже действующего закона является безусловным условием для правильного выполнения нотариусами обязанностей по финансовому мониторингу и прямо связано с возможностью применения штрафов и привлечения к ответственности.

Отсутствие четких положений, алгоритмов работы, что приведет в ряде случаев к нарушению прав физических и юридических лиц, безосновательному предоставлению информации службе финансового мониторинга, а соответственно – и нарушению нотариальной тайны.
Отсутствие четких правил применения штрафов, разграничения мелких и значительных нарушений, применение предупреждения, возможности исправить техническую ошибку, ответственности контролирующих органов за безосновательное или необоснованное применение санкций и четких правил определения размера штрафов, что, безусловно, содержит большие коррупционные риски.

В частности, НПУ настаивает на невозможности проведения финансового мониторинга нотариусами на основании информации, полученной из неофициальных источников (интернет, газеты и т. д.) и обращается ко всем уполномоченным субъектам законодательного процесса о необходимости внесении безотлагательного внесения изменений в Закон №361-IX.

«Считаем целесообразным введение временного моратория на применение штрафных санкций в отношении нотариусов – до урегулирования следующих вопросов:

— проведение надлежащей оценки недвижимости;

— определение конкретного перечня официальных источников получения нотариусами информации;

— внедрение автоматизированного и взаимного обмена информацией, содержащейся в Единых и Государственных реестрах, подключение нотариусов к базе данных Единого государственного демографического реестра;

— создание Государственного реестра публичных деятелей, электронной базы (реестра) лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности или относительно которых применены международные санкции, или единого электронного реестра в целях финансового мониторинга, в частности с целью устранения «человеческого фактора» при поиске информации и фиксации результатов этого поиска;

— приведение в соответствие и принятие необходимых подзаконных актов», — отмечается в обращении.

Автор: Наталья Мамченко

989
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...