Граждане Украины имеют право на получение свободного земельного участка
Граждане Украины имеют право на получение свободного земельного участка, независимо от его местоположения.
Нормативно не определено, что не проживание в пределах территориальной общины является основанием для отказа в утверждении проекта землеустройства и отводе земельного участка. Орган местного самоуправления может отказать в утверждении проекта землеустройства лишь по основаниям, определенным законодательством.
За период с 24 по 30 апреля Хмельницкий окружной административный суд рассмотрел 97 дел, из них 10 дел об отказе органа местного самоуправления в утверждении проекта землеустройства в собственность с изменением целевого назначения. Указанные дела составили 10,3% из всех рассмотренных за этот период дел.
Суть споров заключалась в том, орган местного самоуправления отказывал истцам в утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность с изменением целевого назначения, мотивируя свой отказ тем, что приоритетным и первоочередным является обеспечение земельными участками граждан, постоянно (не менее одного года) проживающих на территории поселкового совета.
При рассмотрении этих дел суд установил, что решая вопрос об утверждении проекта землеустройства, орган местного самоуправления обязан руководствоваться действующими нормами и может отказать в утверждении проекта землеустройства лишь по основаниям, определенным законодательством. Так, согласно части 6 статьи 186-1 Земельного кодекса Украины основанием для отказа в согласовании проекта землеустройства по отводу земельного участка может быть только несоответствие его положений требованиям законов и принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, документации по землеустройству или градостроительной документации. То есть, основанием для отказа в утверждении проекта землеустройства может быть лишь то, что проект землеустройства не согласован в порядке, установленном статьей 186-1 Земельного кодекса Украины, а также отсутствие обязательной государственной экспертизы в определенных законом случаях. Никаких других правовых оснований для отказа в утверждении проекта землеустройства после его согласования в порядке статьи 186-1 Земельного кодекса Украины нормы статьи 118 Земельного кодекса Украины не содержат.
Следовательно, граждане Украины имеют право на получение свободного земельного участка, независимо от его местоположения. Согласно нормативно не определено, что не проживание в пределах территориальной общины является основанием для отказа в утверждении проекта землеустройства и отводе земельного участка.
Таким образом, поселковый совет не соблюдал требований Земельного кодекса Украины и безосновательно отказывал в утверждении проекта землеустройства на основании регуляторного акта низшей юридической силы, и, как следствие, противоправно установил особый режим реализации прав граждан на получение земельных участков в собственность, нарушив принцип равенства граждан в конституционных правах и свободах, равенства перед законом, установленный статьей 24 Конституции Украины.
На основании изложенного, суд пришел к выводу, что решение поселкового совета в части отказа истцам в утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность с изменением целевого назначения являются противоправными.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Верховного Суда от 30.10.2018 №820 / 4852/17