Тонкий лед: административная или уголовная ответственность за нарушение карантина?

Тонкий лед: административная или уголовная ответственность за нарушение карантина?

Источник
Адвокаты АО «Клочков и партнеры» проанализировали изменения относительно ответственности, внесенные Законом № 530-ІХ.

На региональном и национальном уровне приняли ряд нормативных актов против возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19). Подавляющее большинство принятых актов направлено на организацию ограничительных мер — руководство государства заботится, чтобы смертельная болезнь не распространилась среди граждан. Граждан информируют через СМИ о правилах и необходимости соблюдения социального режима. Ответственность за нарушение карантина наступает как административная, так и уголовная.

За что же и в каком виде граждане могут понести ответственность в режиме объявленного всеукраинского карантина, попробуем разобраться.

Когда наступает административная ответственность?

Одним из ключевых изменений в законодательстве Украины стал Закон № 530-IX от 17 марта 2020 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленных на предупреждение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)». Этим законом введена административная ответственность за нарушение правил карантина людей (КУоАП дополнен ст. 44-3), которая для граждан установлена на уровне от одной до двух тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан (от 17 000 до 34 000 гривен), а для должностных лиц — от двух до десяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан (от 34 000 до 170 000 гривен).

Действия, за которые лицо могут привлечь к административной ответственности по ст. 44-3 КУоАП, отражены в тексте Постановления КМУ № 211 от 11.03.2020 года, с учетом изменений от 16.03.2020 года.

В соответствие с перечнем ограничений, указанных в этом постановлении, лицо может быть подвергнуто административной ответственности за умышленное совершение в период времени до 3 апреля 2020 одного из указанных действий:

— посещение учебных заведений;

— проведение всех массовых (культурных, развлекательных, спортивных, социальных, религиозных, рекламных и других) мероприятий, в которых принимает участие более 10 человек, кроме мероприятий, необходимых для обеспечения работы органов государственной власти и органов местного самоуправления;

— работа субъектов хозяйствования, которая предусматривает прием посетителей, в том числе предприятий общественного питания (ресторанов, кафе и т.п.), торгово-развлекательных центров, других учреждений развлекательной деятельности, фитнес-центров, учреждений культуры, торгового и бытового обслуживания населения, кроме розничной торговли продуктами питания, горючим, средствами гигиены, лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, средствами связи, осуществления банковской и страховой деятельности, а также торговой деятельности и деятельности по предоставлению услуг по общественному питанию с применением адресной доставки заказов при условии обеспечения соответствующего персонала средствами индивидуальной защиты;

— регулярные и нерегулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом в пригородном, междугородном внутриобластном и межобластном сообщении (кроме перевозки легковыми автомобилями);

— перевозка более 10 пассажиров одновременно в одном транспортном средстве в городском электрическом (трамвай, троллейбус) и автомобильном транспорте, который осуществляет регулярные пассажирские перевозки на городских маршрутах в обычном режиме движения;

— перевозка более 10 пассажиров одновременно в автобусах, выполняющих регулярные пассажирские перевозки на городских автобусных маршрутах в режиме маршрутного такси;

— заезд на территорию автостанций автобусов, осуществляющих перевозки пассажиров в пригородном, междугородном внутриобластном и межобластном сообщении, и реализацию владельцами автостанций билетов автомобильным перевозчикам, которые выполняют такие перевозки;

— перевозки пассажиров метрополитена г. Киева, Харькова и Днепра, в соответствии с решением Государственной комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций;

— перевозки пассажиров железнодорожным транспортом во всех видах внутреннего сообщения (пригородном, городском, региональном и дальнем).

Меньше чем за 5 дней действия указанного вида административного правонарушения, Национальная полиция Украина отчиталась о 1415 зафиксированных фактов указанного правонарушения. Однако, говорить о том, какой процент от зафиксированных фактов таких нарушений получит судебные решения о привлечении к ответственности лиц, пока рано.

Уголовная ответственность — какая граница нарушений?

Касательно уголовной ответственности в указанной сфере следует отметить, что ещё до принятия ряда законодательных актов в сфере борьбы с распространением вируса COVID-19 в Украине, Уголовный кодекс содержал статью, которая предусматривала уголовную ответственность за нарушение санитарных правил и норм по предотвращению инфекционных болезней и массовых отравлений (ст. 325 УК Украины). Законом № 530-IX от 17.03.2020 года была лишь усилена мера наказания за такое правонарушение.

На практике же, привлечение к уголовной ответственности по указанной статье до всех этих событий было редкостью. Как следует из реестра судебных решений, в период с 2013-го по 2019 год суды вынесли всего 5 приговоров по данной категории дел. На сегодня Национальная полиция сообщила о возбуждении 9-ти уголовных производств по ст. 325 УК Украины. Опять же, какой будет судьба указанных производств — покажет время.

Где граница?

Так существует ли граница между действиями, за которые наступает административная ответственность, и уголовно-наказуемыми деяниями? С одной стороны да, существует. Для привлечения к ответственности по ст. 44-3 КУоАП наступления противоправных последствий не требуется, тогда как диспозиция ч. 1 ст. 325 УК Украины предусматривает необходимость наступления последствия в виде распространения заболевания. С другой стороны, упомянутая ч. 1 ст. 325 УК Украины также содержит такой элемент объективной стороны состава правонарушения как потенциальная возможность распространения заболевания. Именно под такой состав уголовного правонарушения фактически можно подвести любое другое правонарушение, которое также содержит признаки состава административного правонарушения по ст. 44-3 КУоАП. Это обусловлено тем, что практически любое нарушение правил карантина людей (ст. 44-3 КУоАП) потенциально может способствовать распространению вирусных инфекций.

На практике же доказать возможное распространение заболевания будет чрезвычайно сложно. Поэтому, можем лишь допускать, что уголовные производства по ст. 325 УК Украины будут расследоваться только в случае наличия подтвержденного факта распространения инфекционной болезни. Во всех других случаях будут составляться протоколы про административное правонарушение

828
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...