Нарушение прав украинцев в ЕС: куда обращаться за защитой

Нарушение прав украинцев в ЕС: куда обращаться за защитой

Этот материал является продолжением статьи, посвященной защите прав украинцев за рубежом. Проблема дискриминационного обращения с украинцами-мигрантами существует, в том числе и в Евросоюзе. Это можно увидеть и в случае с желто-синей формой для украинских работников в международной компании Lindab в Польше, и в проведении личной проверки каждого украинца, который сделает покупки в продуктовом магазине в городе Барлинек, и в нападении на украинскую религиозную процессию.

А значит, эта проблема требует вмешательства со стороны Украины.

Можно ли привлечь виновных в нарушении лиц к ответственности и защитить свои права? Именно такие вопросы чаще всего возникают у наших соотечественников, которые оказываются в подобных ситуациях.

Конечно же, каждый отдельный случай следует рассматривать индивидуально и действовать в зависимости от особенностей ситуации, в которой человек оказался. Однако все же можно проанализировать наиболее типичные и эффективные механизмы защиты и превенции, которыми можно воспользоваться в случаях нарушений прав за рубежом.

Консульская защита граждан

В первую очередь необходимо обратить внимание на то, что граждане Украины, проживающие за рубежом, находятся как бы в двойном подчинении: с одной стороны, их правовое положение определяется соответствующим иностранным законодательством, а с другой – они пользуются правами и несут обязанности наравне с украинскими гражданами, проживающими на территории Украины.

Нарушение прав украинцев в ЕС: как изменить ситуацию

Основными актами, которые определяют правовые основы обеспечения права граждан Украины на защиту их законных интересов, в том числе за рубежом, являются Конституция Украины, закон «Об обращении граждан», Консульский устав Украины.

В Конституции определено, что Украина гарантирует заботу и защиту своим гражданам, находящимся за ее пределами.

В случае возникновения «внештатных ситуаций», таких как потеря документов, нарушение прав со стороны работодателя и других случаев дискриминационного характера, особенно с украинцами, которые находятся в другой стране нелегально, стоит обратиться за помощью и начальной юридической консультацией в дипломатические представительства, консульские учреждения и миссии Украины за рубежом и в Департамент консульской службы Министерства иностранных дел Украины. В их функции как раз и входит защита прав и интересов Украины, ее граждан, а также восстановление нарушенных прав.

В консульстве могут проинформировать об особенностях законодательства страны пребывания, предоставить консультативную помощь по вопросам отношений с официальными учреждениями консульского округа; могут предоставить гражданину Украины, в случае заболевания, адреса и номера телефонов местных больниц и, по желанию гражданина, сообщить об этом его родным.

Однако стоит обратить внимание, что консульское должностное лицо не может быть законным представителем физических или юридических лиц Украины за рубежом из-за ограничений, предусмотренных законодательством иностранных государств и международными договорами.

Правоохранительные органы страны пребывания

В большинстве случаев для более эффективной защиты своих прав все-таки придется подать заявление в правоохранительные органы в соответствии с национальным законодательством страны пребывания, особенно если это касается материального ущерба или вреда, причиненного жизни и здоровью (например, исследованные нами случаи нападения на религиозное шествие, организованное Украинской греко-католической церковью в Перемышле, и на дом в Гданьске, в котором проживали украинские работники).

Иногда приходится обращаться в национальные суды (этим правом обладает каждый человек!), никому не может быть произвольно отказано в доступе к правосудию (тем более на почве национальной, религиозной принадлежности или гражданства).

Правда, не исключено, что в таком случае нелегального мигранта могут депортировать.

Большинство мигрантов неохотно пользуются именно этим способом защиты, ссылаясь на языковой барьер и незнание законодательства. Однако следует отметить, что на практике это достаточно эффективный способ, ведь человеку, не владеющему государственным языком страны пребывания, в правоохранительных и судебных органах должны предоставить услуги переводчика и перевод официальных документов.

Омбудсмены зарубежных стран

Эффективным средством защиты и привлечения внимания к проблеме (особенно дискриминационного характера!) является обращение к омбудсмену страны пребывания.

Яркий пример – действия польского омбудсмена Адама Боднара в ситуации с введением формы желто-синего цвета для украинских работников на заводе под Варшавой (именно он отметил, что они могут содержать в себе признаки незаконной практики дискриминационного характера, и инициировал проведение дополнительной проверки).

Европейский суд по правам человека

В случаях прямой дискриминации (ситуации с объявлением в магазине, униформой на заводе и нападением на религиозную процессию), пройдя все средства национальной защиты страны пребывания и не получив соответствующей помощи (или столкнувшись с еще большей дискриминацией!), стоит обратиться в Европейский суд по правам человека с жалобой против страны, где произошло нарушение.

Европейский суд уже устанавливал нарушение принципа запрета дискриминации в европейских странах (в делах «Дакир против Бельгии», «Молдован и другие против Румынии» и «Параскева Тодорова против Болгарии»).

Впрочем, следует помнить, что в Европейский суд можно обращаться только после прохождения всех средств национальной защиты и только против страны, которая ратифицировала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод.

Общественные и профсоюзные организации

В случае, когда вы – трудовой мигрант, чьи права нарушаются, у вас есть еще один дополнительный и достаточно надежный способ защиты – профсоюзные организации, которые не только окажут помощь консультативного характера, но и будут представлять ваши интересы в отношениях с государственными органами (в том числе и судебными!).

Следует отметить, что в таких странах, как Польша и Литва, уже созданы профсоюзные организации, которые активно и успешно защищают права украинских трудовых мигрантов.

Так что если ваша цель – именно трудовая миграция, не лишним будет обратиться в профсоюзную организацию в стране своего будущего пребывания.

Конечно, наше исследование всех возможных и эффективных средств защиты и восстановления нарушенных прав было бы неполным без указания местных общественных правозащитных организаций. Ведь именно они могут привлечь внимание к проблеме широкой общественности (и общества, и представителей власти), как мы увидим на примере польской ассоциации Never Again, и оказать помощь юридического характера (например, Национальная ассоциация адвокатов Украины, имеющая свои представительства за рубежом).

Особое внимание следует уделить Национальной горячей линии по противодействию торговле людьми и консультированию мигрантов, которая была открыта в 2006 году при поддержке представительства Международной организации по миграции (МОМ) в Украине. Здесь можно бесплатно и круглосуточно получить консультации – как превентивно, так и в случае возникновения конкретной внештатной ситуации.

Но чтобы еще более эффективно обезопасить себя, стоит проконсультироваться перед отъездом со специалистом о возможных рисках, которые могут возникнуть, и особенностях законодательства страны будущего пребывания. В частности, это можно сделать, обратившись к адвокату, в центры по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи, управления юстиции, Министерство иностранных дел и общественные организации.

Понятно, что указанные меры не всегда способны оперативно и эффективно защитить права наших соотечественников. Для решения этого вопроса необходимы консолидированные усилия представителей органов государственной власти, общественного сектора и самих украинских мигрантов.

Публикации в рубрике «Экспертное мнение» не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

Владислав Власюк, генеральный директор Директората по правам человека, доступа к правосудию и правовой осведомленности Министерства юстиции
Зоряна Стецюк, государственный эксперт Директората по правам человека, доступа к правосудию и правовой осведомленности Министерства юстиции

Источник

2727
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...