Мошенничество на Aliexpress
Все мы любим наш, уже ставший родным, Aliexpress. Но как это часто бывает, чем больше разрастается сайт — тем больше в нем косяков. А в нашем случае мошенничества. Вот как раз о видах мошенничества на Алиэкспрессе и способах защиты, мы и поговорим в сегодняшней статье.
Итак, мы знаем что такое Aliexpress.com, так что теперь становится интересно: как Алиэкспрессу удается контролировать такую толпу продавцов-китайцев, известных своей, хм, хитростью? Даже Ebay с их принципом «покупатель всегда прав» не сразу удалось искоренить мошенничество на своей площадке. Так что, на Али засилье мошенников, обманщиков всех мастей? Отчасти — да.
Aliexpress в своих официальных новостях любит указывать, что мошенничество происходит только тогда, когда покупатели пытаются обойти его систему escrow, а в остальных случаях эта система защищает покупателей с 100% эффективностью Робокопа. Несмотря на внешнюю привлекательность такой идеи, Али скорее выдает желаемое за действительное. Мошенничества на Aliexpress много, оно изощренное, хитрое, подлое, скрытое, явное, словом — на любой вкус.
Банальнейшие ситуации, о которых не стесняется говорить Алиэкспресс: покупатель обошел систему Эскроу, заплатил продавцу через PayPal или WesternUnion, продавец не отправил товар/отправил не то, покупатель плачет, прибегает Али на белом коне, раз мечом — и магазин мошенника закрыт. Деньги покупатель назад не получает, но получает ценный урок на всю жизнь, как важно пользоваться Escrow. Публика аплодирует, Али важно раскланивается. Есть с десяток историй подобных этой, которые Aliexpress публикует в разделе «Безопасность покупок». Кажется, что стоит только платить этим самым Escrow и все: ты надежно защищен.
Так какие схемы мошенничества есть на AliExpress?
Я нисколько не претендую на раскрытие всех схем мошенничества, ограничусь основными. Иногда я буду дополнять эту статью новыми схемами, так что периодически проверяйте.
Немного теории: кажется невозможным, что мошенник украдет ваши деньги за не отправленный товар, ведь деньги после платежа идут не напрямую продавцу, а в Aliexpress и только с отмашки покупателя деньги будут перечислены продавцу. Так как тогда мошенник может получить это согласие?
Способ 1: Жадность до добра не доводит.
Неопытный мошенник открывает новый аккаунт и разгоняет его поддельными отзывами. Опытный покупает старый аккаунт с высоким рейтингом за, скажем, 200 долларов. Выставляет дорогие товары (обязательно дорогие, дороже 80 долларов за штуку), обычно электроника, дешевле, чем у конкурентов или по той же цене, предлагая бесплатную доставку DHL. Это первый звоночек: DHL из Китая никак не может стоить дешевле 40 евро (даже за самое маленькое отправление), так что очевидно, что продавец должен был бы работать себе в убыток, бесплатно отправляя посылки DHL. Далее, под этим товаром оставляются десятки поддельных отзывов.
После этого, мошенник ждет неопытных покупателей, которые «ведутся» на низкие цены. Ждет оплаты, затем пишет покупателю, что «отправил» посылку, но не DHL, а обычной почтой и высылает неправильный, «левый» трэкинг-код. Если покупатель опытный, то сразу проверяет трэкинг, видит, что он неправильный. Иногда, конечно, бывает, что трэкинги из Китая начинают отслеживаться только после недели с момента отправки, так что 100% нельзя словить в этом моменте. Более опытные мошенники реально отправляют посылку с чем-то (килограммом риса, камнем, книгой или просто пустую), так что трэкинг даже может отслеживаться.
Далее покупателю приходит письмо: «Извините, из-за загруженности DHL/утечки радиации на сортировочном складе/атаке Годзиллы мы не смогли отправить вам посылку DHL, отправили обычной почтой. А поскольку мы указывали, что отправим DHL, то теперь хотели бы компенсировать вам разницу в стоимости между обычной почтой и DHL в размере от 10 до 20 долларов. Поэтому, потребуйте частичную компенсацию через систему Aliexpress.»
Для того, чтобы получить компенсацию нужно отметить товар как полученный. Вот после этого момента пути назад нет. Отмечаете товар полученным, реально получаете 10-20 долларов и все. Продавец еще 2-4 недели будет обманывать покупателей, а потом исчезнет с деньгами. И именно покупатель дал ему возможность украсть деньги.
Правила безопасности:
- Бесплатного DHL не бывает. Бывает DHL включенный в стоимость, при этом стоимость реально увеличится. Цена ниже, чем у всех — повод насторожиться.
- Никогда, никогда, никогда, никогда не отмечайте, что получили товар ДО ТОГО КАК ПОЛУЧИЛИ ЕГО!
- Если продавец просит вас отметить, что товар получен до момента получения — он мошенник, можете смело открывать диспут на всю стоимость товара (товар не получен).
Если вас все же обманули, можно попробовать вернуть деньги через банк, но шансов мало, беготни много.
Способ 2: Слепой носорог
Способ простой и тупой. Но при этом работает. Этот способ был еще на Ebay и назывался «айфоны из Нигерии». Нулевой продавец вывешивает кучу товаров по очень, очень низким ценам, иногда придумывая объяснение дешевизне, иногда нет. Например, Samsung Galaxy S4 за 120 долларов. Покупатель ведется, заказывает товар, продавец ставит нереальные сроки доставки — скажем, 15-20 дней. Если покупатель — новичок на Aliexpress, то может не заметить этого. Срок доставки проходит, диспут открыть не получится, продавец исчезает.
На этот способ попадаются только новички.
- Разновидность способа: те же продавцы просят оплатить напрямую, предлагая скидку в 10-20-30% от цены.
- Разновидность способа: китайцы покупают старый раскрученный аккаунт. Выкладывают вещи по цене на 10-20% ниже, чем везде. Ставят реальные сроки доставки. И просят оплатить напрямую, предлагая скидку в 10-20-30% от цены. Из 500 покупателей 20-30 оплатят напрямую. Остальные откроют диспут и вернут себе деньги. Для конспирации отправляют 10-15 пустых посылок в страны, из которых заказывают товар, чтобы получить правильные коды слежения, и рассылают эти 10-15 трэкингов покупателям.
Способ 3. Занимательная алгебра
Хитрый способ мошенничества, на который один раз попался даже я (не волнуйтесь, я устроил продавцу веселую жизнь). Цена товара изменяется после размещения заказа. Допустим, вы разместили заказ на телефон за 50 долларов. Обычно, после размещения заказа я жду денек, чтобы убедится, что продавец не пришлет мне письмо «Ла-ла-ла, товара нет в наличии/он был но весь вышел/есть такой же, только другой, бла-бла-бла» Потом я оплачиваю заказ. На своем опыте я узнал, что у продавца есть возможность повысить стоимость заказа после того, как вы его разместили, до момента оплаты.
Да, все верно: повысить цену после размещения заказа. Это запрещено правилами Али, но возможно. Вы можете увидеть повышение только до момента оплаты: в графе adjust price. После оплаты вам будет показываться только общая цена товара (с повышением).
Что делать:
- Если не оплатили — потребуйте, чтобы продавец убрал наценку или отправьте его куда подальше.
- Если оплатили — подайте жалобу в Aliexpress и попробуйте вернуть деньги через банк, т.к. через Али это будет долго.
Подача жалобы в разделе Help — Submit a Complaint — Violation of AliExpress Trade Rules — Price Increased after Order Placed — описываете ситуацию.