Спорная легитимность. Украинских копов оставили вне закона

Спорная легитимность. Украинских копов оставили вне закона

Во вторник, 10 ноября, депутаты приняли в целом законопроекты 3225 и 3387, передающие полномочия полиции от канувшей в прошлое милиции (закон "О милиции" полностью утратил силу 7 ноября). Помимо передачи полномочий в сфере дорожного движения, законопроект 3225 четко разделил их между Министерством внутренних дел и Национальной полицией, являющейся отдельным органом центральной исполнительной власти. 

Попробуем разобраться, стали ли новые полицейские полностью легитимными, когда полиция сможет полноценно заработать и как можно оспаривать их действия.

Без рычагов воздействия

В статье 19-й Конституции говорится, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины. Юридически вчера произошла передача полномочий от милиции к полиции. Но де-юре и де-факто передача произойдет после подписания законов президентом и их опубликования.

Способы реализации полномочий (согласно статье 19-й Конституции) — это инструменты, с помощью которых осуществляются полномочия, в том числе и полиции. Каким образом? Как правило, механизмы определения способов реализации полномочий полицейских прописываются на уровне подзаконных актов — либо через постановления Кабмина, либо ведомственными приказами. Например, работа ГАИ регулировалась более чем сотней подзаконных актов.

Таким образом, если после вчерашнего голосования полномочия от милиции к полиции фактически переданы (осталось дождаться подписи президента), то способы их реализации — нет. Более того, проекты подзаконных актов на сегодня даже не разработаны. Без законодательного закрепления способов реализации полномочий исполнение полицейскими своих функциональных обязанностей может трактоваться как незаконное и противоречащее нормам Конституции.

Другими словами, все, что сегодня сделает полицейский, выполняя свою работу, дает возможность подозреваемому в правонарушении через суд задать вопрос, на основании чего были произведены те или иные действия. Раньше сотрудник милиции мог сослаться на определенный приказ или постановление Кабмина. Сейчас полицейский этого сделать не может, поскольку во всех приказах и постановлениях указана привязка к понятию "милиция", а значит, они никак не касаются работы полиции.

Таким образом, возникает правовой вакуум, который на неопределенный срок ставит работу полиции за рамки закона.

Без роду и племени

Даже если Кабмин успеет привести в соответствие более 100 подзаконных актов, регламентирующих работу полиции, остается еще одна загвоздка — специальные звания полиции. Согласно статье 17 Закона "О Национальной полиции", полицейский — это гражданин Украины, который принял присягу, занимает соответствующую должность и имеет специальное звание (от рядового полиции до генерала полиции).

Следовательно, новые полицейские с удостоверениями милиции, где они значатся как рядовые милиции, не являются полицейскими до тех пор, пока у каждого из них не будет специального звания — рядовой (сержант, капрал и т.д.) полиции.

Полиция на дорогах

Согласно закону о полиции, при правонарушениях, по которым предусмотрен исключительно штраф, полицейский может выписать постановление, которое можно оплатить в том числе и на месте. В этом случае админпротокол не составляется.

Дела по правонарушениям, где предусмотрено в том числе лишение права управления, рассматривает суд, которому передается протокол, составленный полицейским. Выписанное постановление можно обжаловать в суде. Это единственное основание не оплачивать штраф. Вероятность удовлетворения обжалования в суде достаточно высока, поскольку, как я писал выше, статья 19 Конституции — это норма прямого действия. Следовательно, если в исковом заявлении сослаться на Конституцию, у судьи нет альтернативы: мы имеем дело с должностным лицом, у которого пока нет специального звания, чтобы выписать постановление. То есть, говоря юридическим языком, человек в форме полиции (или милиции) не является полицейским до тех пор, пока ему не присвоено специальное звание полиции. А какие-либо процессуальные действия может производить только полицейский, а не человек в форме полиции.

Если бы изначально в переходные положения к закону о полиции вписали норму, где сказано, что полицейские могут временно пользоваться специальными званиями милиции, этого вакуума не возникло бы. Но поскольку продление специальных званий не предусмотрено, эту норму нужно проводить отдельным законом.

Нет автофиксации

Автофиксация нарушений на дороге сейчас не работает. Во-первых, отсутствует нормативная база для внедрения автофиксации. Во-вторых, банально у национальной полиции пока нет специалистов, которые могли бы прописать порядок ее реализации и функционирования.

Механизм реализации следующий: должны быть разработаны техусловия, под которые должен быть разработан техрегламент автофиксации. Только после этого принимается постановление Кабмина, которое должно учитывать все особенности техрегламента. И уже после этого появляются правовые основания для того, чтобы на дорогах заработала автоматическая фото- и видеофиксация нарушений.

Еще одна проблема, причем одна из самых главных, — финансирование. При нынешнем законодательстве инвестор не готов вкладывать сотни миллионов долларов в закупку техники. Механизм возврата инвестиций должен быть прописан законодательно. К тому же свежа в памяти история о неудачном внедрении автофиксации в 2009 году.

В лучшем случае, если этими задачами начнут серьезно заниматься сейчас, вопрос с внедрением автофиксации можно решить за полгода. Для сравнения, опыт Франции говорит о том, что если есть нормативная база и деньги, полное внедрение автофиксации заняло три года.

Эвакуаторы в Киеве

На улицы Киева вернулись эвакуаторы. Насколько законна эвакуация? В законе о Национальной полиции прописан ряд превентивных мер, которые может использовать полиция. Среди них есть такое понятие, как перемещение транспортного средства. Каким образом оно осуществляется? Здесь мы возвращаемся к способам реализации полномочий полиции. То есть полномочия переместить транспортное средство есть, а каким способом это сделать — не прописано. Также не дано определение, что такое перемещение.

Полиция, не понимая, как реализовать свои полномочия, прибегла к проверенному и всем знакомому методу — эвакуации. Но здесь мы возвращаемся к отсутствию прописанных в законодательстве способов реализации полицией своих полномочий.

К тому же я бы не советовал полиции использовать устаревшие методы ГАИ, связанные со штрафплощадками. Уж слишком негативное отношение сформировалось у водителей к ним. И этот негатив очень быстро может подорвать доверие к новой полиции. Да, с нарушителями правил парковки, особенно теми, которые паркуются на остановках общественного транспорта и блокируют движение всего транспорта, надо бороться. Но те же эвакуаторы можно использовать для "перемещения" транспортных средств нарушителей. Просто уберите авто нарушителя с остановки. Зачем его тащить через весь город на штрафплощадку, какая от этого польза? Но опять же, способ такого перемещения должен быть четко прописан подзаконным актом.

Куда посылать полицейского?


Если вас остановил полицейский, посылать его надо к Яценюку: он должен дать полиции законные способы для реализации своих полномочий. И к руководству полиции — за специальными званиями.

Как только три составляющие — полномочия, способы, звания — сольются воедино, тогда полицейские полностью войдут в законодательное поле и смогут полноценно работать.

Источник: biz.liga.net

1350
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...