Частный сыск в Украине: не оглядывайтесь, за вами следят!
А тем временем частные детективы активно разыскивают пропавших без вести и должников, помогают адвокатам и правоохранительным органам, проводя сбор информации, проверку данных и т. д., проверяют потенциальных деловых партнеров и кандидатов в сотрудники, расследуют страховые случаи, исследуют помещения и автомобили на наличие прослушивающих устройств.
Как живется современным фандориным и мегре? С какими проблемами можно, а с какими не стоит обращаться к детективным агентствам? Как не нарваться на псевдодетектива? С этими и другими вопросами разбиралась «Судебно-юридическая газета».
Не запрещено, значит – разрешено
Последнее рассмотрение законопроекта «О частной детективной (розыскной) деятельности» состоялось в июне 2012 г., и тогда за него проголосовало всего около 10 депутатов. Вся надежда, говорят сыщики, на новый состав Верховной Рады.
А в это время десятки тысяч сотрудников правоохранительных органов, спецслужб, сил специального назначения, иных силовых ведомств ежегодно увольняются в запас, и большая часть из них пополняют ряды пенсионеров. Физически и морально устойчивые, с высоким уровнем подготовки, способные решать задачи в любой точке мира, запасники-правоохранители в лучшем случае находят работу в частной охране или службах безопасности бизнес-структур. И все – из-за опасения оказаться вне закона и подвергнуться провокациям со стороны контролирующих структур. Именно это не позволяет основной массе розыскников заняться любимым и знакомым делом и стать самостоятельными коммерческими субъектами – плательщиками налогов.
Законодательство не запрещает деятельность частных детективов, но и не регулирует ее. Однако с полной уверенностью назвать такую деятельность незаконной тоже нельзя. В ст. 42 Конституции Украины закреплено право каждого гражданина на занятие предпринимательской деятельностью. Хотя следует отметить, что свободно заниматься можно не всеми ее видами – для занятия некоторыми необходима государственная регистрация, для других следует получить специальное разрешение (лицензию). А есть и такие виды хозяйственной деятельности, заниматься которыми могут только определенные государственные или строго определенные коммерческие организации – например, выпуск ценных бумаг может осуществлять только уполномоченный банк.
Прямо запрещенных видов хозяйственной деятельности в отечественном законодательстве нет. Следовательно, и частный сыск в нашей стране не запрещен, поэтому его нельзя назвать незаконным. Работают наши детективы на основании Классификатора видов экономической деятельности, класс 80.30 которого включает деятельность по расследованию и деятельность детективов, а также любую деятельность частных детективов независимо от типа клиента или целей расследования. Если получение лицензии на определенный вид деятельности не предусмотрено, и нормативно-правового акта, регулирующего такую деятельность, нет, это не означает, что она не имеет права на существование. На парикмахерские услуги, к примеру, лицензии тоже не выдают, и закона, регулирующего работу парикмахеров и парикмахерских, не существует. Тем не менее, этот вид сервиса широко распространен и пользуется хорошим спросом.
Другой вопрос, что ввиду особенностей тех задач, которые люди доверяют решать детективам, от них требуется большая ответственность, порядочность и профессионализм. Поэтому вполне логична необходимость принятия закона, способного урегулировать деятельность частных детективов: нужно дать им возможность качественно выполнять свою работу, а также очистить рынок детективных услуг от псевдодетективов и мошенников.
А в чем отличия?
Ввиду отсутствия законодательного регулирования частного сыска в Украине довольно сложно получить полную и достоверную информацию о том, что он собой представляет, какие функции выполняют и какие права имеют частные детективы. Именно поэтому многие считают, что оперативно-розыскная и детективная деятельность аналогичны – дескать, сыщики делают то же, что и милиция, только за деньги. На самом деле это не так, ведь органы, относящиеся к правоохранительной системе, обладают исключительными полномочиями, которыми никакие частные структуры и организации не владеют.
Так, согласно ст. 1 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» №2135-XII от 18.02.1992 (далее – Закон №2135-XII), к основным задачам оперативно-розыскной деятельности относятся поиск и фиксация фактических данных о противоправных действиях отдельных лиц и групп, ответственность за которые предусмотрена Уголовным кодексом Украины, разведывательно-подрывной деятельности спецслужб иностранных государств и организаций с целью пресечения правонарушений, а также получение информации в интересах безопасности граждан и государства. Ст. 2 того же Законе гласит, что оперативно-розыскная деятельность – это система гласных и негласных розыскных, разведывательных и контрразведывательных мероприятий, осуществляемых с применением оперативных и оперативно-технических средств.
В свою очередь, частный сыск, среди прочего, занимается: розыском без вести пропавших; поиском родственников; предотвращением брачных афер; проведением независимых расследований; кадровой безопасностью организаций; проверкой бизнес-партнеров и контрагентов и пр. По словам детективов, они берут на себя решение вопросов, которые не входят в полномочия сотрудников правоохранительной системы, приходят на помощь там, где правоохранители не могут уделить внимания каким-то личным проблемам человека, а также в делах, в которых не просматривается состав преступления.
Впрочем, это не означает, что детективы не контактируют в некоторых вопросах с правоохранителями. Взаимодействие обязательно происходит. Оно просто необходимо, к примеру, в такой актуальной теме, как без вести пропавшие. Уголовные дела по каждому такому случаю заводятся и расследуются непосредственно правоохранительными органами, но частные сыщики в рамках согласованных, дозволенных мероприятий оказывают им содействие и помощь теми силами и средствами, которыми они обладают, и благодаря этому увеличиваются шансы на успешное завершение расследования.
Чем раньше, тем лучше
Известно немало случаев, когда частные сыскные агентства начинают поиски пропавших людей значительно раньше, чем правоохранительные органы. Так получается потому, что по закону приступать к розыску человека следует только через три дня после его исчезновения. Этот срок установлен, чтобы исключить случаи «ложной тревоги», когда у человека, скажем, разрядилась батарея в телефоне, и он просто не может выйти на связь с родными. Ведь на поиски расходуются значительные силы и ресурсы правоохранительных органов, а результат в полном смысле слова нулевой. Но если у родственников или друзей есть все основания беспокоиться, они могут уже в первые сутки после исчезновения человека обратиться в частное сыскное агентство или к детективу. Тогда поисковые мероприятия начнутся немедленно, а это значительно повышает шансы найти пропавшего. Как показывает практика, в 70–80% случаев такие дела заканчиваются успехом.
Немалую помощь частные детективы оказывают украинцам и в семейно-бытовой сфере, которая, кстати, не ограничивается супружеской неверностью, как многие полагают. На самом деле она значительно шире и весомее, и включает, в частности, работу с «проблемными» детьми – скажем, в случаях, когда родители подозревают, что их сын или дочь поддерживает отношения с сомнительными компаниями. В милицию с такими подозрениями и предположениями обращаться бесполезно – для подачи заявления должны быть конкретные основания. Кроме того, частные детективы могут предоставить сопровождение и обеспечивать безопасность детей на отдыхе, в путешествиях, в дороге и т. д., ведь в круг людей, окружающих ребенка (няни, воспитатели, учителя, обслуживающий персонал) иногда попадают лица с нездоровыми наклонностями и уголовным прошлым.
По словам экспертов, сегодня наблюдается достаточно плотное и плодотворное сотрудничество сыскных агентств с правоохранительными органами. Однако отсутствие законодательного регулирования мешает частным сыщикам работать еще более эффективно. Ведь они не являются самостоятельными процессуальными субъектами, не могут выступать от своего лица в административном, уголовном или гражданском процессе. Принятие же соответствующего нормативно-правового акта позволит частным детективам получить полноценный статус для открытого и всестороннего участия в процессуальной работе по всем направлениям.
Осторожно! Мошенники!
Как отметил президент Всеукраинской ассоциации частных детективов (ВАЧД) Игорь Цминский, согласно внутренней классификации рынка детективных услуг, субъекты детективной деятельности в Украине делятся на четыре категории. К первой относятся детективы и частные детективные агентства, официально зарегистрировавшие свою коммерческую деятельность и имеющие свидетельства о государственной регистрации детективного агентства. Вторая категория – частные детективы и агентства, которые официально не зарегистрированы. К третьей относятся мошенники, которые получают деньги, фактически обманывая граждан. Замыкают четверку люди, которые называют себя частными детективами, но предоставляют откровенно незаконные услуги, часто граничащее со статьями Уголовного кодекса. К сожалению, разного рода мошенники с легкостью заманивают клиентов в свои силки, и это, в конечном итоге, приводит к дискредитации самого института частного сыска в Украине.
Примеров мошеннических схем можно приводить множество. Причем иногда псевдодетективы умудряются получать деньги и с заказчика, и с объекта своего расследования. Скажем, заказчик платит за сбор достоверной информации об определенном лице (физическом или юридическом), а это самое лицо готово заплатить больше, чтобы часть этой информации к заказчику не попала. И нечистые на руку «сыщики» с легкостью примут оба предложения, не задумываясь о том, какому риску подвергают своего клиента, который, к примеру, хотел убедиться в надежности потенциального контрагента или партнера.
Распознать недобросовестные детективные агентства не всегда удается с первого взгляда. Как правило, они готовы предоставить потенциальным жертвам адрес своего сайта в Интернете, телефоны и почтовый адрес офиса и даже представительств по всему миру. Но на поверку вполне может оказаться, что «офис» – это обычная жилая квартира, адреса партнеров и постоянных клиентов на сайте – несуществующие, а номера телефонов международных отделений – виртуальные (звоните в США, а отвечают за стеной этого же дома). А когда речь заходит о формах оплаты, банковские реквизиты такие конторы предоставить не готовы – перечислить им деньги можно только через Интернет. А вычислить получателя в таком случае, как известно, нереально.
Поэтому специалисты настоятельно советуют: прежде, чем обращаться в детективное агентство, следует должным образом изучить информацию о нем – проверить, имеет ли оно нормальный офис, стационарный телефон, действующий адрес, банковский счет и т. д. Стоит поинтересоваться и ценовой политикой, помня при этом, что компетентный частный детектив или сыскное агентство четкого прейскуранта цен не имеют. Ведь каждый понимает, что на стоимость услуг сыска в каждом конкретном случае влияет очень много факторов: сложность ситуации, сроки исполнения, финансовые возможности заказчика, профессионализм и опыт детективов и пр.
Границы дозволенного
Как заверяет большинство украинских сыщиков, они отказывают в своих услугах заказчикам, желающим устроить слежку за неверными супругами или недобросовестными конкурентами. Однако по неофициальным данным, именно такие заказы составляют сегодня львиную долю работы частных детективов. Впрочем, нормы Уголовного кодекса гарантируют неприятности нерадивым сыщикам, которые в своей деятельности ходят на грани закона либо переходят ее.
Так, согласно ст. 162 УК, незаконное проникновение в жилище или иное владение лица, незаконное проведение в них осмотра либо обыска, равно как и незаконное выселение или иные действия, нарушающие неприкосновенность жилища граждан, наказываются штрафом в размере от 50 до 100 необлагаемых налогами минимумов доходов граждан, или исправительными работами на срок до 2 лет, или ограничением свободы на срок до 3 лет.
Ст. 163 УК предусматривает наказание за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфной либо иной корреспонденции, передаваемой средствами связи или с использованием компьютерных технологий – штраф от 50 до 100 НМДГ, или исправительные работы на срок до 2 лет, или ограничение свободы до 3 лет. Те же действия, совершенные в отношении государственных либо общественных деятелей, совершенные должностным лицом или с использованием специальных средств, предназначенных для негласного снятия информации, наказываются лишением свободы на срок от 3 до 7 лет.
Незаконный сбор, хранение, использование или распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия или распространение этой информации в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении либо в СМИ наказываются штрафом до 50 НМДГ, или исправительными работами на срок до 2 лет, или арестом на срок до 6 месяцев, или ограничением свободы на срок до 3 лет.
Передача или сбор с целью передачи иностранным структурам экономических, научно-технических или других конфиденциальных сведений, являющихся собственностью государства, при отсутствии признаков государственной измены или шпионажа наказываются ограничением свободы на срок до 3 лет или лишением свободы на срок от 2 до 5 лет.
Таким образом, хоть государство и не регламентирует частную детективную деятельность на законодательном уровне, оно защищает неприкосновенность личной жизни и конфиденциальной информации граждан и государства. Поэтому как структурам частного сыска, так и лицам, прибегающим к их услугам, следует помнить об ответственности за нарушение этих норм.
Татьяна Пашковская,
"Судебно-юридическая газета"