ВАСУ указал на нюансы рассмотрения дел об отказе налоговой принять декларацию
В очередном информационном письме (№ 1503/12/13-12 от 15.06.2012 г.), касающемся споров налогоплательщиков с органами налоговой службы, ВАСУ разъяснил особенности применения законодательства при рассмотрении дел об обжаловании решений налоговой об отказе в принятии налоговых деклараций.
Первое, на что обратил внимание суд, был императивный характер нормы п. 49.8 ст. 49 Налогового кодекса (далее — НК). Исходя из указанной нормы, ВАСУ подчеркнул, что налоговый орган не имеет права не принять фактически полученную налоговую декларацию, представленную налогоплательщиком в один из способов, предусмотренных п. 49.3 ст. 49 НК (лично или через представителя, по почте или средствами электронной связи).
Проанализировав предусмотренную НК процедуру принятия налоговых деклараций, ВАСУ указал, что она заключается в совершении должностным лицом налогового органа фактических действий, а именно: 1) проверки наличия и достоверности заполнения обязательных реквизитов, предусмотренных п. п. 48.3 и 48.4 ст. 48 НК; 2) регистрации налоговой декларации в день ее получения.
В случае если налогоплательщик подает налоговую декларацию, заполненную с нарушением требований п. п. 48.3 и 48.4 ст. 48 НК, орган государственной налоговой службы обязан предоставить налогоплательщику письменное уведомление об отказе в принятии его налоговой декларации с указанием причин такого отказа.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 17 КАСУ компетенция административных судов распространяется на споры физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий относительно обжалования его решений (нормативно-правовых актов или правовых актов индивидуального действия), действий или бездействия.
ВАСУ подчеркнул, что обязательным признаком нормативно-правового акта или правового акта индивидуального действия, а также соответствующих действий или бездеятельности субъекта властных полномочий является создание ими юридических последствий в форме прав, обязанностей, их изменения или прекращения.
Поскольку отказ в принятии представленной декларации приводит к возникновению юридических последствий для налогоплательщика в виде наложения на такого плательщика штрафа за несвоевременное представление декларации, такой отказ может быть предметом рассмотрения в административных судах Украины.
Отказ в принятии налоговой декларации приводит к возникновению юридических последствий для налогоплательщика в виде наложения на такого плательщика штрафа за несвоевременное представление декларации, следовательно, такой отказ может быть предметом рассмотрения в административных судах
Ответчиком в случае обжалования в суд отказа налогового органа в принятии налоговой декларации является орган государственной налоговой службы, который направил вышеупомянутое письменное уведомление.
Согласно п. 49.13 ст. 49 НК в случае, если будет установлен факт неправомерного отказа органа государственной налоговой службы (должностным лицом) в принятии налоговой декларации, последняя считается принятой в день ее фактического получения органом государственной налоговой службы.
Исходя из этого, ВАСУ указал, что удовлетворение судом исковых требований о признании противоправным отказа принять налоговую декларацию означает, что соответствующее решение не создало никаких правовых последствий, а налоговая декларация подана вовремя на основании п. 49.13 ст. 49 НК. Поэтому в таком случае обязанность налогоплательщика по своевременному представлению налоговой декларации считается выполненной надлежащим образом, а его нарушенные права полностью восстановлены.
К тому же ВАСУ подчеркнул, что резолютивная часть постановления административного суда об удовлетворении исковых требований по делу, предметом обжалования в котором является противоправность отказа налогового органа в принятии налоговой декларации, должна содержать вывод о признании противоправным отказа налогового органа принять налоговую декларацию, а также о признании налоговой декларации представленной налогоплательщиком в день ее фактического получения органом государственной налоговой службы (с указанием даты).
Суд разъяснил, что требования о понуждении налогового органа принять налоговую декларацию, о признании противоправными решения, действия, бездействия налогового органа, о признании поданной декларации налоговой отчетностью, о признании налоговой декларации поданной следует рассматривать как требования о признании противоправным отказа в принятии налоговой декларации, представленной налогоплательщиком на определенную дату.
Обосновать это рекомендуется в мотивировочной части решения со ссылкой на абз. 10 ч. 2 ст. 162 КАСУ, предусматривающий право суда принять другое постановление, которое бы гарантировало соблюдение и защиту прав истца.
По мнению ВАСУ, суды должны рассмотреть вопрос о противоправности отказа в принятии налоговой декларации, несмотря на то, в какой словесной форме выражены исковые требования истца, если из содержания таких требований следует, что они направлены на восстановление прав налогоплательщика, нарушенных в результате отказа.
В связи с этим у суда нет оснований для отказа в иске налогоплательщику, отказа в открытии производства, закрытия производства в случае, когда исковые требования сформулированы плательщиком иначе, если при этом их предметом является противоправность отказа в принятии налоговой декларации.
ВЫВОД:
В рассмотренном информационном письме ВАСУ указал, что:
— суды должны рассмотреть вопрос о противоправности отказа в принятии налоговой декларации, несмотря на то, в какой словесной форме выражены исковые требования истца (о понуждении налогового органа принять налоговую декларацию, о признании противоправными решения, действия, бездействия налогового органа, о признании поданной декларации налоговой отчетностью, о признании налоговой декларации поданной), если из содержания таких требований следует, что они направлены на восстановление прав налогоплательщика, нарушенных в результате отказа;
— удовлетворение судом исковых требований истца означает, что налоговая декларация подана вовремя (дату суд должен указать в постановлении), а его нарушенные права полностью восстановлены.
www.ligazakon.ua