Реформа прокуратуры: акты реагирования объединят, полномочия урежут

Реформа прокуратуры: акты реагирования объединят, полномочия урежут
Одним из существенных изменений, изложенных в законопроекте №11074, станет упразднение ряда существующих документов прокурорского реагирования. Если законопроект станет законом, такие акты реагирования, как протест и предписание, перестанут существовать. Останется лишь один документ – представление, внесение которого не будет влечь за собой приостановления действия нормативно-правовых актов или прекращения определенной деятельности. При этом единый акт реагирования будет включать в себя элементы упраздненных актов. Например, от протеста сохранится требование об отмене нормативно-правового акта, отдельных его частей или о приведении его в соответствии с законом. Однако многие специалисты считают, что с точки зрения эффективности реагирования существующие на сегодняшний день прокурорские акты более действенны. Они позволяют прокурору останавливать действие, скажем, явно незаконного нормативно-правового акта, выданного коллегиальным органом. Если предложенные проектом изменения будут приняты, прокурор лишится такой возможности. Т. е. объем его полномочий для поддержания законности значительно снизится и станет несоизмеримым с возможными нарушениями. Также сужаются основания для представительства прокурором интересов граждан в суде – к ним будет относиться только неспособность гражданина самостоятельно защитить свои нарушенные или оспариваемые права или реализовать процессуальные полномочия из-за физического или материального состояния, несовершеннолетия, преклонного возраста, недееспособности или ограниченной дееспособности. Причем наличие таких оснований прокурор должен будет подтвердить путем предоставления суду доказательств. По мнению экспертов, эта часть изменений еще нуждается в доработке, так как критерий, по которому можно определить финансовые возможности граждан, недостаточно обоснован. Кроме того, законопроектом не учтена иная категория лиц, которые требуют прокурорской защиты – одинокие матери, студенты, безработные и т. п. Следует отметить, что в большинстве стран прокуроры в той или иной степени наделены полномочиями вне функций уголовного преследования. Азербайджан, Армения, Латвия, Литва, Молдова, Россия и многие другие (всего около 40 государств) – во всех этих государствах у прокуроров есть подобные полномочия. При этом в России нет даже намека на дискуссию о том, нужна ли прокуратуре функция надзора за соблюдением и применением законов. Другой пример – Молдова, где сложилась обратная ситуация: полномочия прокуратуры сильно урезали, и теперь нет возможности в полной мере предоставить социально незащищенным гражданам государственную защиту в виде прокурорского реагирования на нарушения законов. Схожая ситуация и во Вьетнаме, где в 2004 г. были проведены реформы прокуратуры, а теперь ей пытаются вернуть надзорные полномочия. Судебно-юридическая газета Источник: sud.ua
22:36
1418
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...